Госнование для списания здания с баланса в бюджетном учреждении

Списание основных средств в бюджетном учреждении

Госнование для списания здания с баланса в бюджетном учреждении

Со временем основные средства теряют свое первоначальное назначение по различным причинам: с истечением срока эксплуатации, морального и физического износа, разрушения и т. п.

Поэтому они становятся неэффективными к дальнейшей эксплуатации, и учреждение может принять решение об их ликвидации.

Как правильно провести процедуру списания? Как это оформить документально и отразить в учете? Эти и другие вопросы рассмотрим в статье.

Основания для списания основных средств

Порядок списания объектов государственной собственности утвержден постановлением КМУ от 08.11.07 г. № 1314 (далее – Порядок № 1314).

Этот Порядок определяет механизм списания объектов незавершенного строительства (незавершенных капитальных инвестиций в необоротные материальные активы), материальных активов, которые согласно законодательству признаются основными фондами (средствами, далее – ОС), прочими необоротными материальными активами, которые находятся в государственной собственности.

Пунктом 4 Порядка № 1314 определено, что ОС подлежат списанию при наличии следующих оснований:

  • невозможность быть отчужденными, безвозмездно переданными госучреждениям и относительно которых не могут быть применены другие способы управления (или их применение может быть экономически нецелесообразным);
  • моральный или физический износ, непригодность для дальнейшего использования, в частности, в связи со строительством, расширением, реконструкцией и техническим переоснащением;
  • повреждение вследствие аварии или стихийного бедствия и невозможность восстановления;
  • выявление недостачи имущества во время инвентаризации.

Имущество, выявленное во время инвентаризации как недостача, списывается с дальнейшим его отражением в бухучете.

Согласование с субъектом управления

Учреждение должно согласовать списание ОС, которые находятся у него на балансе, с субъектом управления (п. 5 Порядка № 1314). Согласно ч. 1 ст. 4 Закона от 21.09.06 г. № 185-V «Об управлении объектами государственной собственности» субъек­тами управления госимуществом, в частности, являются:

  • КМУ;
  • центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий госполитику в сфере управления объектами государственной собственности;
  • уполномоченные органы управления;
  • Фонд госимущества;
  • органы, осуществляющие управление госимуществом согласно полномочиям, определенным отдельными законами;
  • государственные хозяйственные структуры;
  • НАНУ, отраслевые академии наук.

Без согласования с субъектом управления по решению руководителя учреждения списывают полностью амортизированные ОС, прочие необоротные материальные активы, первоначальная (переоцененная) стоимость которых составляет менее чем 20 тыс. грн. (абзац пятый п. 5 Порядка № 1314).

Учреждения, которые КМУ определил субъектами управления, списывают госимущество, которое находится на их балансе, по решению руководителей этих учреждений.

Морально устаревшее и физически изношенное имущество, пригодное для дальнейшего использования, учреждения могут передавать в сферу управления местных органов исполнительной власти, в дальнейшем закрепляя его за соответствующими заведениями, учреждениями и организациями (п. 4 Порядка № 1314).

Документы для согласования списания ОС

В п. 6 Порядка № 1314 установлено, что для получения согласия на списание имущества учреждение подает субъекту управления вместе с обращением о списании имущества следующие документы:

  • технико-экономическое обоснование необходимости списания имущества, указывая также направления использования средств, которые предполагается получить вследствие списания;
  • сведения об имуществе, которое предлагается списать по данным бухучета (кроме объектов незавершенного строительства), по форме согласно приложению 1 к Порядку № 1314;
  • акт инвентаризации имущества, которое предлагается к списанию, по форме согласно приложению 2 к Порядку № 1314;
  • акт технического состояния имущества, утвержденный руководителем субъекта хозяйствования (не подается в случае списания имущества, выявленного во время инвентаризации как недостача);
  • сведения о наличии обременений или ограничений относительно распоряжения имуществом, которое предлагается списать (вместе с соответствующими подтверждающими документами).

Субъект управления в течение 30 дней с даты поступления вышеупомянутых документов оформляет решение о предоставлении согласия на списание имущества в форме распорядительного акта, а об отказе в предоставлении такого согласия – в форме письма.

Создание комиссии по списанию ОС

Списание ОС проводит комиссия по списанию, образованная по приказу руководителя учреждения.

Председателем комиссии является заместитель руководителя учреждения, а членами – главный бухгалтер или его заместитель, работники инженерных, технических, технологических, строительных, учетно-экономических и других служб учреждения, а также привлеченные по требованию субъекта управления его представители (п. 9 Порядка № 1314).

Комиссия по списанию имущества осуществляет осмотр имущества, устанавливает факт его непригодности, а также невозможность и неэффективность проведения восстановительного ремонта или его использования иным способом. По результатам инвентаризации комиссия принимает решение о списании ОС, прочих необоротных материальных активов. Свое решение о списании, заключения и предложения комиссия оформляет протоколом.

Протокол заседания комиссии, акт инвентаризации, акты на списание имущества и технического состояния утверждаются руководителем учреждения.

Согласно п. 14 Порядка № 1314 к протоколу заседания комиссии по списанию ОС прилагают следующие документы:

  • акт инвентаризации имущества, которое предлагается к списанию;
  • акты технического состояния имущества, которое предлагается к списанию;
  • акты на списание имущества (типовые формы по учету и списанию основных средств субъек­тами государственного сектора и порядок их составления утверждены приказом Минфина от 13.19.16 г. № 818);
  • прочие документы (копия акта об аварии, заключения соответствующих инспекций, госорганов и т. п.).

Протокол заседания комиссии, акт инвентаризации, акты на списание и технического состояния утверждает руководитель учреждения.

Разборка, демонтаж и окончательное списание ОС с баланса проводят только после получения решения о предоставлении согласия соответствующего субъекта управления.

Оприходование полученных материалов и запчастей

Пунктом 23 Порядка № 1314 предусмотрено, что запчасти, полученные вследствие разборки и демонтирования оборудования, оприходуют с отражением:

  • на счетах бухучета запасов – узлы, детали, материалы и агрегаты, пригодные для ремонта другого оборудования или для дальнейшего использования, а также материалы, полученные вследствие списания имущества;
  • на счетах бухучета ОС – ОС;
  • как вторичное сырье – непригодные для использования узлы, детали, материалы и агрегаты.

Оценка пригодности узлов, деталей, материалов и агрегатов, полученных вследствие списания имущества, проводится постоянно действующей комиссией, назначенной руководителем учреждения (п. 24 Порядка № 1314).

Если изъятые после демонтажа и разборки имущества узлы, детали, материалы и агрегаты содержат драгоценные металлы или камни, они подлежат сдаче субъектам хозяйствования, которые осуществляют деятельность по сборке и первичной обработке такого лома и отходов на основании лицензий (п. 25 Порядка № 1314).

После окончания демонтажа списанного имущества и оприходования материалов и запчастей учреждение должно представить отчет о списании имущества учреждению высшего уровня (форма приведена в приложении 3 к Порядку № 1314).

Бухгалтерский учет

Отражение на счетах бухучета фактов проведения хозопераций по списанию обеспечивает непосредственно учреждение, на балансе которого находятся ОС (п. 22 Порядка № 1314).

Бюджетные учреждения отражают операции по списанию ОС согласно Порядку применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденному приказом Минфина от 29.12.15 г. № 1219.

Рассмотрим пример списания ОС в бюджетном учреждении.

Пример

Детский сад (бюджетное учреждение) в апреле 2021 года в связи с моральным и физическим износом списывает следующие ОС:

  • холодильник:

Списание основных средств 2021: документальное оформление, проводки в бухгалтерском учете, как правильно списать объект ОС с баланса?

Госнование для списания здания с баланса в бюджетном учреждении

Имущество предприятия, в частности основные средства (далее по тексту ОС), могут списываться с учета компании по различным причинам. Бывает, они банально приходят в непригодность, или руководитель решает их продать либо подарить.

В настоящей статье подробно разберемся, как происходит процедура списания  ОС, какие для этого необходимы документы, и какие проводки сделает сотрудник бухгалтерии, чтобы списать остаточную стоимость основного средства.

Как правильно списать ОС с баланса предприятия — правила

Процедура списания ОС содержит множество нюансов. Их нужно изучить заблаговременно, до начала запуска процесса.

Зная правильный порядок действий, и какие проводки необходимо сделать бухгалтерии, компания сможет правильно осуществить процедуру, что поможет избежать проблем с контролирующими инстанциями (в частности с налоговой инспекцией).

Списание проводится в компании только при наличии определенных ситуаций.

Основные причины снятия с учета основных средств:

Износ объекта может быть физический или моральный. Первый подразумевает поломки или выход из строя, во втором случае говорят об устаревании модели.

В обеих ситуациях дальнейшее использование основного средства по назначению считается нецелесообразным.

Важно! При перемещении объекта между структурными подразделениями списание не производится.

[attention type=yellow]

Здесь оформляется простая накладная о внутреннем перемещении. На балансе компании основное средств по-прежнему остается.

[/attention]

Независимо от причин, порядок действий при проведении процедуры списания актива с баланса предприятия будет во всех случаях идентичен.

Сама процедура начинается с утверждения специальной комиссии руководителем. Для этого по предприятию издается соответствующий приказ. Комиссия состоит минимум из трех человек.

Членами комиссии выступают руководители среднего звена: гл. инженер, гл. механик, гл. бухгалтер и т. п. Специалисты должны быть из разных сфер, это поможет рассмотреть невозможность дальнейшего использования ОС с разных точек зрения.

Комиссия проводит ряд действий:

  • оценка возможности восстановления прежних параметров объекта;
  • тщательный осмотр ОС;
  • определение причины ликвидации;
  • выявление виновных лиц (при краже или поломке);
  • оформление акта осмотра;
  • оформление заключения;
  • составление дефектной ведомости;
  • формирования акт о списании ОС и протокола.

Только после выполнения комиссией поставленных задач, руководитель принимает решение, списать основное средство или нет.

В случае положительного решения издается специальный приказ. В нем должны расписаться все члены комиссии, руководитель компании и другие заинтересованные лица.

После издания приказа бухгалтер делает необходимые проводки, и имущество списывается. Если в ОС есть детали, которые можно использовать в  дальнейшем в другом имуществе, необходимо провести разукомплектацию и оприходование частей.

Для списания основных средств к счету 01 открывается дополнительный субсчет.

На него производится перенос первоначальной стоимости объекта.

Следующим этапом происходит списание амортизации за весь период использования имущества со счета 02 на открытый субсчет к счету 01.

После совершения этой проводки образуется остаточная стоимость, которую тоже необходимо списать.

От правильности отображения проводок в бухгалтерском учете зависит размер налога на прибыль.

Ошибки бухгалтера могут привести к плачевным последствиям.

Более подробно о том, какие бухгалтер сделает проводки, рассмотрим чуть ниже.

Причины

Процедура списания происходит по причинам:

  • продажа объекта физическому или юридическому лицу;
  • передача имущества в качестве уставного капитала другой компании;
  • передача объекта по объекту мены или дарения;
  • при выявлении недостачи объекта;
  • при частичной ликвидации объекта.

Также списать основное средство можно по причинам морального или физического износа.

В большинстве случаев снятие с учета происходит после того, как объект перестает приносить компании экономическую выгоду.

Какие документы нужны – документальное оформление

Закон не содержит конкретного обязательства заполнять определенные формы документов при списании имущества с баланса предприятия. Компании вправе разрабатывать их самостоятельно, при этом предварительно утвердив приказом.

При этом нужно обеспечить в такой документации присутствие обязательных реквизитов.

Допускается использование унифицированных форм первичных документов, а также переделанных или самостоятельно разработанных форм.

Главное, чтобы используемые формы были оговорены учетной политикой.

Перечень необходимых документов напрямую зависит от причины списания.

При продаже заполняются такие формы:

  • акт о списании формы ОС-1 (ОС-1а или ОС–1б);
  • акт приемки передачи;
  • договор купли продажи

Если основное средство пришло в негодное состояние, используется:

Дефектные ведомости и акты заполняются комиссией по списанию основных средств. В подобной документации нельзя допускать ошибки и описки. Иначе это может привести к проблемам с проверяющими органами.

Проводки в бухгалтерском учете

Чтобы снять объект ОС с баланса предприятия, нужно списать амортизацию со счета 02 и первоначальную стоимость со счета 01.1 на субсчет 01.2 с помощью проводок Дт 01.2 Кт 02 и Дт 01.1 Кт 01.2.

После чего на субсчете 01.2 образуется остаточная стоимость, которую нужно списать в дебет счета 91 проводкой Дт 91.2 Кт 01.2.

При списании основного средства бухгалтерия делает несколько важных проводок:

Проводки Описание
ДтКт
01.101.2Проводка по списанию первоначальной стоимости объекта
0201.2Списание амортизации
91.201.2Проводка по списанию остаточной стоимости объекта
91.270, 76, 69Учтены расходы, связанные со снятием с учета
При износе
1091.1Оприходованы МЦ, оставшиеся от списания основного средства (детали, узлы)
При продаже
6291.1Отражена продажная цена основного средства
91.368Начислен НДС на проданный объект
91.210 (20,23,26 …), 60Отражаются расходы с продажи
При безвозмездной передаче
91.368Отражен НДС от рыночной стоимости подаренного ОС
При внесении основного средства в уставный капитал другой организации
7601.2Передача основного средства в УК другой компании
5876Отражена задолженность по вкладу в УК другой компании
При недостаче
9401.2Списание остаточной стоимости

Как видно из таблицы проводки, которые делает бухгалтер, напрямую взаимосвязаны с причинами списания: продажа, передача, недостача или износ.

Также дополнительно бухгалтер сделает проводки по оприходования деталей, если проводится разборка имущества на запчасти.

Делается это после списания основного объекта.

Дополнительно, когда ОС продается по цене ниже остаточной стоимости, бухгалтер сделает проводку об отражении убытка Дт 99 Кт 91.9, а при цене выше остаточной стоимости, покажет прибыль проводкой Дт 91.9 Кт 99.

Выводы

По указанной теме можно сделать несколько основных выводов:

  • При продаже, износе (невозможности дальнейшего использования объекта) или утрате основных средств организация должна провести их списание с баланса.
  • Процедура сопровождается документальным оформлением. Основной является акт о списании, дефектная ведомость (при износе), договор купли продажи (при реализации) и т.п.
  • Для проведения процедуры в компании создается специальная комиссия, состоящая минимум из трех человек. В ее состав входят руководители среднего звена и сотрудники бухгалтерии. Состав комиссии утверждается приказом руководителя.
  • После проведения осмотра имущества комиссией и оформления заключения о невозможности дальнейшего использования ОС в компании издается приказ о факте списания.
  • Разрешается списать основное средство и и оприходовать его отдельные части для дальнейшего использования.
  • Все приказы не будут считаться действительными без визы руководителя. Также на всей сопроводительной документации подписи ставят члены комиссии.

Нюансы выбытия разрушенного здания

Госнование для списания здания с баланса в бюджетном учреждении

В «Списание основных средств в бюджетном учреждении» мы рассмотрели порядок списания объекта основного средства (далее – ОС). В этой консультации остановимся подробнее на сооружениях, подлежащих демонтажу.

Ситуация: бюджетное учреждение оформило все необходимые документы на списание здания бывшего кинотеатра, которое в течение длительного времени не использовалось.

Здание не имеет никаких коммуникаций и дополнительного оборудования, частично уже разрушено и восстановлению не подлежит.

Кто и каким образом имеет право демонтировать это здание? Нужно ли отдельное разрешение на проведение таких работ и что делать со строительным мусором и запасами, которые будут получены от разборки?

Общие положения

Прежде всего заметим, что снос и демонтаж зданий и сооружений без последующего строительства, не являющиеся подготовительными работами, и без нарушения эксплуатационной пригодности других зданий и сооружений не требуют разрешительных документов на выполнение этого вида работ (п. 8 Перечня строительных работ, которые не требуют документов, дающих право на их выполнение, и по окончании которых объект не подлежит приемке в эксплуатацию, утвержденного постановлением КМУ от 07.06.17 г. № 406).

То есть разбирать здание можно или собственными силами, или с привлечением строительных компаний. Однако следует помнить о технике безопасности, потому что демонтаж сооружения, хотя и не является строительством нового сооружения, но может угрожать жизни и безопасности работников, выполняющих это задание.

Чем руководствоваться во время проведения демонтажа здания?

[attention type=red]

Обратимся к Разъяснениям от Минрегиона относительно определения стоимости демонтажа (разборка, снос) имеющихся зданий и сооружений (с ними можно ознакомиться по ссылке).

[/attention]

Во время формирования договорной цены на строительство объекта и проведения взаиморасчетов за выполненные строительные работы следует учитывать, что демонтаж осуществляется согласно проекту организации строительства, в котором содержатся необходимые проектные решения относительно проведения работ по разборке зданий и сооружений, в том числе схемы разборки отдельных зданий и технологическая последовательность демонтажа отдельных конструктивных элементов зданий и т. п. Объемы этих работ должны определяться на основании проектных решений.

Подрядчик определяет договорную цену на строительство объекта, стоимость демонтажа (разборка, снос) существующих зданий и сооружений в зависимости от принятых в проекте способов выполнения этих работ на основании ресурсных элементных сметных норм (далее – РЭСН) раздела «Разборка жилых и общественных зданий» Сборника 46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений» (ДБН Д.2.2-46-99). РЭСН предусматривают разборку наземной части зданий с сохранением пригодных материалов, полученных от разборки (для зданий с достаточной пригодностью элементов конструкций) и без сохранения материалов (для зданий, которые пришли в непригодное состояние).

По нашему мнению, учреждение должно проанализировать ситуацию в целом и принять решение, исходя из своих возможностей.

Будьте экономны! Если здание полностью (или практически) разрушено и на его месте остался только строительный мусор, а у вас есть возможность привлечь собственных работников к его уборке, сортировке и определению состояния пригодности или непригодности тех или иных стройматериалов, которые еще остались, то можно все работы провести самостоятельно. Если же здание необходимо демонтировать с привлечением строительной техники, то лучше обратиться к профессионалам.

Что делать с полученными материалами и вторичным сырьем?

Демонтированные конструкции и материалы, полученные от разборки имеющихся зданий и сооружений, которые находятся на территории строительства, являются собственностью заказчика.

Чтобы выяснить, можно ли их повторно использовать, заказчик создает комиссию с привлечением специалистов специализированных организаций, которые могут обследовать эти материальные ресурсы и сделать экспертную оценку их технических и качественных характеристик.

Если материалы, изделия и конструкции, полученные от разборки, не будут использоваться владельцем здания, их номенклатура, количество и рыночная стоимость определяются методом экспертной оценки комиссией в составе специалистов заказчика с последующей реализацией материальных ценностей в установленном порядке.

Такой порядок учета полученных от разборки ОС, материальных ценностей предусмотрен в п. 5 разд. 6 НП(С)БУГС 121 и п. 9 разд. 8 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.15 г. № 11 (далее – Приказ № 11).

Таким образом, все узлы, детали, материалы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта другого оборудования или дальнейшего использования, а также материалы, полученные в результате списания ОС, оприходуются с отражением на счетах учета запасов. ОС, полученные после списания, оприходуются с отражением на счетах учета ОС.

Непригодные для использования узлы, детали, материалы и агрегаты оприходуются как вторичное сырье (лом и т. п.).

Внимание! Оценка пригодных узлов, деталей, материалов и агрегатов, полученных в результате списания ОС, проводится по чистой стоимости реализации или в оценке возможного их использования, которая может быть определена, исходя из стоимости подобных запасов при наличии их на балансе субъекта госсектора и с учетом степени их пригодности к эксплуатации.

Не забываем: сумма оприходованных активов, полученных от ликвидации и разборки необоротных активов, которые оставлены для ремонта и других нужд учреждения, признается доходом спецфонда субъекта госсектора.

Подавать ли справку о поступлении в натуральной форме?

В соответствии с п. 12.7 Порядка казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденного приказом Минфина от 23.08.12 г.

№ 938, в целях недопущения расхождений между данными бухучета учреждения и органов Казначейства об исполнении бюджетов в случае оприходования стройматериалов, которые будут использованы на нужды учреждения, следует не позднее последнего рабочего дня месяца составить и подать в органы Казначейства Справку о поступлениях в натуральной форме (приложение 27 к данному Порядку).

А распорядители и получатели бюджетных средств, которые обслуживаются согласно Порядку казначейского обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденному приказом Минфина от 24.12.12 г. № 1407, во исполнение п. 11.17 данного Порядка составляют Справку о поступлениях в натуральной форме (приложение 38 к данному Порядку).

Имейте в виду! Если строительные материалы, вторичное сырье и другие материальные ценности оприходованы для последующей реализации, такая справка не подается.

Учет операций по демонтажу

В бухучете хозяйственные операции отражаются в зависимости от того, какое будет принято решение о демонтаже здания (самостоятельно или с привлечением сторонней организации).

Законодательство
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: