Как в гос контракте различать услуги работы исполнитель подрядчик

Содержание
  1. Как в гос контракте различать услуги работы исполнитель подрядчик
  2. Соисполнитель по государственному контракту в рамках Федерального закона №44-ФЗ “О контрактной системе”
  3. Привлечение субподрядчиков (соисполнителей) для исполнения контрактов в рамках 44-ФЗ
  4. Исполнитель по договору это
  5. Подрядчик и исполнитель в чем разница
  6. Подряд или услуги: как выбрать вид договора и что в нем следует прописать
  7. Чем отличается исполнитель от подрядчика и поставщика?
  8. Отличие договора подряда от договора оказания услуг
  9. Чем отличается исполнитель от подрядчика и поставщика?
  10. Различия между видами деятельности
  11. Предмет договора и отличия между соглашениями оказания услуг и подряда
  12. Различия в терминах участник закупки, поставщик государственных закупок, подрядчик закупки, субподрядчик
  13. Подрядчик и исполнитель в чем разница
  14. Отличия в предметах договоров
  15. Отличия в сторонах договора
  16. Отличие по критерию сроков
  17. Иные отличия рассматриваемых договоров
  18. Новости
  19. Статьи
  20. Соисполнитель по госконтракту по 44-ФЗ: кто это такой, когда допускается привлечение, когда запрещено?
  21. Кто такой соисполнитель по госконтракту
  22. В каком случае возможно привлечение
  23. Порядок привлечения
  24. Возможен ли запрет на привлечение соисполнителей: что говорит закон

Как в гос контракте различать услуги работы исполнитель подрядчик

Как в гос контракте различать услуги работы исполнитель подрядчик

Жукова Мария 13 сентября 2021 Права и обязанности сторон — это один из важных разделов госконтракта. Разберемся, как его правильно составить, чтобы облегчить взаимодействие заказчика и поставщика на этапе исполнения. При разработке и составлении госконтрактов (ГК) заказчик должен руководствоваться нормами о соответствующих видах сделок и Закона о контрактной системе.

является неотъемлемой частью документации о закупке.

Редактировать условия не допускается, поэтому очень важно на стадии составления убедиться в том, что все необходимые права и обязанности контрагентов правильно прописаны.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 закона № 44-ФЗ, ГК заключается на условиях, указанных в документации, извещении и заявке победителя торгов.

Рассмотрим, какие базовые требования к сторонам нужно указать. Подробно порядок исполнения ГК обычно прописывается в техническом задании и зависит от предмета закупки.

Соисполнитель по государственному контракту в рамках Федерального закона №44-ФЗ “О контрактной системе”

Соисполнитель по государственному или муниципальному контракту – это юридическое или физическое лицо, которое привлекается основным исполнителем по контракту для достижения тех целей, которые были обозначены при заключении самого контракта.Если исполнителем по контракту выбрана организация, которая не обладает статусом субъекта или социально ориентированной некоммерческой организации, он имеет право принять такие организации для исполнения контракта.

При этом если согласование привлечения соисполнителей из числа СМП и СОНКО было согласовано с самим госзаказчиком, последний имеет право включить такую закупку в перечень закупок, проводимых у СМП и СОНКО, и учитывать ее во всех подаваемых отчетах как пополняющую показатель деятельности по поддержке малого бизнеса и приравненных к ним организаций.

Если речь идет о квотировании закупок, проводимых у субъектов малого предпринимательства,

[attention type=yellow]

25.01.2021 Еще одно отличие услуги от работы зафиксировано статьей 780 ГК РФ, определяющей, что исполнитель обязан оказать услугу лично, если иное заранее не согласовано сторонами.

[/attention]

При производстве же работ, согласно части 1 статьи 706 ГК РФ, подрядчик вправе привлекать неограниченное число субподрядчиков или применять распространенный сегодня аутсорсинг даже без согласования таких действий с заказчиком, принимая при этом всю ответственность за результат на себя.

Говоря о различиях подряда и возмездного оказания услуг, стоит отметить, что сделки, предусматривающие оказание услуг, очень широко распространены на практике. К ним относятся медицинские, образовательные, туристические, финансовые, рекламные и прочие услуги, регулируемые нормами главы 39 ГК РФ.

Привлечение субподрядчиков (соисполнителей) для исполнения контрактов в рамках 44-ФЗ

Кирилл Чагин Дата: 24.04.2021 Привлечение субподрядчиков (соисполнителей) для исполнения с заказчиками является распространенной практикой в деятельности различных хозяйствующих субъектов.

Рекомендуем прочесть:  Ди машиниста крана 5р

Как правило, такое привлечение имеет место при выполнении договоров подряда (привлечение субподрядчиков) и договоров возмездного оказания услуг (привлечение соисполнителей).

В отношении договора подряда говорится о том, что «если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков)»1, а в отношении договора возмездного оказания услуг сказано, что «если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично»2.

Кроме того,

Исполнитель по договору это

При заключении различного рода договоров в ходе реализации проекта нередко возникает путаница с терминологией.

Это вызвано тем, что иногда оказываемые услуги или выполняемые работы трудно однозначно разграничить с первого взгляда. Поэтому многие хотят знать способ определения поставщика, подрядчика, исполнителя.

Определение поставщика, подрядчика, исполнителя – это важный момент при составлении соответствующих договоров, поскольку в каждом случае применяются различные законодательные нормы и, соответственно, разный уровень ответственности сторон.

Подрядчик и исполнитель в чем разница

При заключении различного рода договоров в ходе реализации проекта нередко возникает путаница с терминологией.

Это вызвано тем, что иногда оказываемые услуги или выполняемые работы трудно однозначно разграничить с первого взгляда.

Поэтому многие хотят знать способ определения поставщика, подрядчика, исполнителя. Оглавление [Показать]

Определение поставщика, подрядчика, исполнителя – это важный момент при составлении соответствующих договоров, поскольку в каждом случае применяются различные законодательные нормы и, соответственно, разный уровень ответственности сторон.

Начальный способ определения поставщика, подрядчика, исполнителя – это внимательное изучение самих употребляемых понятий: Поставщик – это любая организация или частное лицо, которое поставляет заказчикам определенные товары или услуги.

Подряд или услуги: как выбрать вид договора и что в нем следует прописать

19 октября 2021 19 октября 2021 Юрист по налоговым, трудовым и гражданским правоотношениям Гражданское законодательство по-разному регулирует отношения, связанные с выполнением работ и оказанием услуг. Для первых предназначен договор подряда, а для вторых — договор возмездного оказания услуг.

Но при этом четкого определения терминов «работа» и «услуга» Гражданский кодекс РФ (в отличие от Налогового кодекса РФ) не содержит.

Так как же определить, какой вид договора заключить в конкретной ситуации?

И что будет, если составить не тот договор? Ответы на эти вопросы в нашей сегодняшней статье. Как гласит пункт 1 статьи ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Чем отличается исполнитель от подрядчика и поставщика?

При заключении различного рода договоров в ходе реализации проекта нередко возникает путаница с терминологией.

Это вызвано тем, что иногда оказываемые услуги или выполняемые работы трудно однозначно разграничить с первого взгляда. Поэтому многие хотят знать способ определения поставщика, подрядчика, исполнителя.

Определение поставщика, подрядчика, исполнителя – это важный момент при составлении соответствующих договоров, поскольку в каждом случае применяются различные законодательные нормы и, соответственно, разный уровень ответственности сторон.

Начальный способ определения поставщика, подрядчика, исполнителя – это внимательное изучение самих употребляемых понятий:

  1. Поставщик – это любая организация или частное лицо, которое поставляет заказчикам определенные товары или услуги.
  2. Подрядчик – это физическое или юридическое лицо, выполняющее работы в соответствии с заданием заказчика.
  3. Исполнитель – это некое лицо, которое по договору берется исполнить определенные работы или оказать услугу.

На первый взгляд, все понятия очень сходны и во многом пересекаются меду собой.

Отличие договора подряда от договора оказания услуг

/ / 11 июня 2021 0 состоит не только в способе его исполнения, но и в результатах, условиях и мн. др. Обо всем этом и расскажет предлагаемая нами статья.

Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ, в рамках реализации одному контрагенту необходимо выполнить поставленное задание (работу) и передать результат второму контрагенту, который, в свою очередь, обязан его принять и оплатить. К числу обязательных условий договора относятся: Сроки выполнения работы (начальный, конечный и промежуточный при необходимости), обязательность указания которых предусмотрена статьей 708 ГК РФ.

Возможно Вас так же заинтересует:

Чем отличается исполнитель от подрядчика и поставщика?

Как в гос контракте различать услуги работы исполнитель подрядчик

При заключении различного рода договоров в ходе реализации проекта нередко возникает путаница с терминологией. Это вызвано тем, что иногда оказываемые услуги или выполняемые работы трудно однозначно разграничить с первого взгляда. Поэтому многие хотят знать способ определения поставщика, подрядчика, исполнителя.

Определение поставщика, подрядчика, исполнителя – это важный момент при составлении соответствующих договоров, поскольку в каждом случае применяются различные законодательные нормы и, соответственно, разный уровень ответственности сторон. Начальный способ определения поставщика, подрядчика, исполнителя – это внимательное изучение самих употребляемых понятий:

  • Поставщик – это любая организация или частное лицо, которое поставляет заказчикам определенные товары или услуги.
  • Подрядчик – это физическое или юридическое лицо, выполняющее работы в соответствии с заданием заказчика.
  • Исполнитель – это некое лицо, которое по договору берется исполнить определенные работы или оказать услугу.

На первый взгляд, все понятия очень сходны и во многом пересекаются меду собой. Как же определить, в чем между ними разница? Самый верный способ определения поставщика, подрядчика, исполнителя – это определение, по какому типу договора он работает.

Поставщик (продавец) осуществляет свою деятельность по договору поставки, это один из видов соглашения купли-продажи (статья 506 Гражданского кодекса РФ).

Такого типа соглашения заключаются чаще всего, когда речь идет о передаче за плату в оговоренный срок каких-либо товаров, применяемых в производственной, предпринимательской или иной деятельности.

О личном, домашнем пользовании здесь речь не идет.

Подрядчик работает по договору подряда (статья 702 ГК РФ). Он предусматривает возмездное исполнение заданных работ с обязательной передачей заказчику результата своей деятельности.

Исполнитель руководствуется договором по возмездному оказанию услуг (статья 779 ГК РФ), по которому он обязан выполнить некие действия в интересах заказчика либо проводить определенную полезную деятельность в обмен на финансовое вознаграждение.

Различия между видами деятельности

Таким образом, все перечисленные участники проекта в своей деятельности опираются на нормы гражданского права, однако регулируются различными его статьями, что приводит к отличиям в их работе. Исходя из вышеуказанного способа определения поставщика, подрядчика, исполнителя, можно сделать такие выводы:

  • Когда речь идет о поставщике, то имеется в виду не выполнение работ или оказание услуг, а именно передача (отгрузка) какого-то товара, приобретенного или произведенного самостоятельно.
  • При выполнении работы по подрядному договору главным показателем является осязаемость результата, этим он отличается от услуги. В таком контракте характеристики конечного результата всегда четко регламентируются на этапе составления договора. Оплата осуществляется за конечный результат.
  • Особенностью договора по оказанию услуг является то, что оплата исполнителю совершается за сам факт выполнения определенных действий с его стороны. При этом результат его услуг не играет существенной роли. Например, исполнитель оказал консалтинговую услугу по возможности инвестирования средств в определенную сферу деятельности, за что получил вознаграждение. Заказчик же может принять решение, как прислушавшись к совету, так и проигнорировав его.

Если с поставщиками ситуация ясна, то в паре “подрядчик – исполнитель” могут время от времени возникать затруднения, например, ремонт квартиры – это работа или услуга.

Правоведы рекомендуют в таких случаях обращать внимание на такое существенное отличие: работа предполагает обязательное наличие какой-либо вещественно-материальной формы, а услуга – не всегда.

Таким образом, ремонт – это работа, и ее выполняет подрядчик, а юридическая консультация или обучение – это услуга, оказанная исполнителем.

Предмет договора и отличия между соглашениями оказания услуг и подряда

Исходя из такого способа определения поставщика, подрядчика, исполнителя составляются различные договора, которые регламентируют ответственность сторон за свои действия. Соглашения о подряде и возмездном оказании услуг регулируют отношения, имеющие ряд сходных черт.

В случае спора по плохо прописанным договорам суд по своему усмотрению может квалифицировать взаимные отношения между сторонами и применять те правовые нормы, которые могут быть невыгодны для одной или обеих сторон сделки.

Поэтому важно всегда четко обозначать в соглашении его предмет.

Скачать образец договора о безвозмездном оказании услуг.

Согласно с Гражданским кодексом, к договору оказания услуг относятся услуги аудиторские, медицинские, связи, информационные, консультационные, образовательные, туристические.

В то же время, нормами законодательства не регулируются такие услуги, как хранение, перевозка, банковские вклады, комиссии, поручения. Описывая предмет подобного договора, нужно очень четко указывать, какая именно услуга имеется в виду.

В договоре подряда предметом является вещь, созданная (построенный дом) или измененная (отремонтированный телевизор) подрядчиком. Результат работы должен быть гарантированным и существовать независимо от подрядчика. Этот результат заранее описывается в задании заказчика.

Самый сложный момент – когда при оказании услуг создается какой-то материальный результат, скажем, сертификат об обучении. Тогда специалисты советуют оформлять договор оказания услуг при условии, что полученный результат является неотъемлемой частью действий, направленных на оказание услуги.

[attention type=red]

Договор на оказание услуг может быть прерван сторонами в любой момент, а инициатор расторжения оплачивает другой стороне убытки.

[/attention]

В договоре полряда ситуация сложнее: заказчик может отказаться от контракта в любой момент, оплатив подрядной организации сумму, пропорциональную уже исполненным работам.

Подрядчик же может прервать сотрудничество исключительно в случаях, установленных законом, а сумму компенсации определяет суд.

Также к существенным отличиям можно отнести то, что услуги оказывает непосредственно исполнитель (если не оговорено иного), а подрядчик по сложившейся традиции для выполнения отдельных работ, как правило, имеет возможность привлечь третью сторону.

Отзывы, комментарии и обсуждения

Различия в терминах участник закупки, поставщик государственных закупок, подрядчик закупки, субподрядчик

Да и если говорить глобально, то вообще весь процесс государственной закупки направлен именно на то, чтобы Заказчик определил претендентов на звание «Участник закупки» и, в конце концов, выбрал из этих претендентов победителя.

Так кто же может выступать в роли Участника закупки?

Обратимся к закону. Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

от 05.04.2013 №44-ФЗ Участник закупки — это практически любое юридическое лицо.

И для Заказчика чаще всего не имеет значения его организационно-правовая форма, форма собственности, место нахождения, и даже место происхождения капитала.

Но слово «практически» употреблено не случайно! Закон ограничивает возможность участия в государственных закупках для оффшорных юридических лиц. Обычно, оффшорные компании не предоставляют налоговые, бухгалтерские

Подрядчик и исполнитель в чем разница

Как в гос контракте различать услуги работы исполнитель подрядчик

Деятельность лиц по выполнению определенной работы (функции) может регулироваться самыми разными договорами, которые зачастую сложно отграничить друг от друга. В данной статье приведены отличия договора подряда от договора возмездного оказания услуг.

Почему важно разграничивать соответствующие договоры? В случае спора суд может квалифицировать отношения между сторонами по своему усмотрению, независимо от названия договора, исходя из его содержания.

Соответственно, суд будет вправе применить нормы права, которые могут оказаться для стороны сделки невыгодными по сравнению с теми, на которые она рассчитывала при заключении соответствующего договора.

Поэтому в первую очередь важно четко обозначать в договоре его предмет.

Главное отличие договора подряда от договора возмездного оказания услуг можно выявить уже на основании сравнения легальных определений этих договоров в Гражданском Кодексе РФ (далее – ГК РФ).

Согласно статье 702 ГК РФ, договор подряда предполагает, во-первых, обязательство подрядчика выполнить по заданию заказчика определенную работу и сдать ее результат заказчику и, во-вторых, обязательство последнего принять результат работы и оплатить его.

В свою очередь, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик – их оплатить (ст. 779 ГК РФ).

Помимо разницы в наименовании стороны договора, выполняющей необходимую заказчику функцию (подрядчик или исполнитель), из приведенных положений усматривается, что договор подряда нацелен и оканчивается созданием определенного овеществленного результата, а договор возмездного оказания услуг ориентирован на предоставление нематериальных услуг заказчику. Это также подтверждается статьей 783 ГК, которая указывает, что к обязательствам по возмездному оказанию услуг применяются общие нормы подряда (ст.702-729 ГК РФ), если это не противоречит положениям о возмездном оказании услуг и особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Отличия в предметах договоров

Продолжая разграничение по критерию предмета (и сущности) указанных договоров, следует отметить, что сам факт оказания услуг по договору возмездного оказания услуг не только не предусматривает создание какого-либо овеществленного результата, но и не «гарантирует» достижение какого-либо полезного эффекта от деятельности исполнителя (его деятельность сама по себе представляет ценность).

В качестве примеров можно привести те виды услуг, которые прямо указаны в ГК и отнесены к регулированию норм о возмездном оказании услуг. Пункт 2 статьи 779 ГК РФ указывает следующие виды: услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные услуги, услуги по обучению, туристическому обслуживанию и другие.

В судебной практике сюда включаются, например, такие услуги, как управление делами предприятия в процессе его ликвидации. Напротив, не регулируются нормами о возмездном оказании услуг в силу своей специфики: перевозка; договоры банковского вклада и банковского счета; хранение; договоры поручения, комиссии и некоторые другие, указанные в п. 2 ст. 779 ГК.

[attention type=green]

Описывая в договоре его предмет, стоит конкретизировать, что понимается под теми или иными услугами.

[/attention]

Предметом договора подряда, как уже было сказано, является вещь – это может быть вновь созданная вещь, измененная подрядчиком вещь (например, отремонтированный автомобиль) или иной результат работы подрядчика, имеющий материальное выражение. Результат работ, в отличие от услуг исполнителя, должен, во-первых, существовать отдельно от подрядчика и, во-вторых, быть гарантированным.

Указание на определенный результат работ как на предмет договора необходимо для признания договора подряда заключенным. Описание результата фактически содержится в задании заказчика (этому может быть посвящена отдельная глава договора или приложение к нему, например, техническое задание).

Задание заказчика характеризует сам предмет договора, тот результат, который желает получить заказчик.

Поэтому у подрядчика возникает обязанность осуществить результат работы в соответствии с этим заданием, а также обязанность сообщить заказчику о том, что при выполнении его указаний о способе исполнения работы грозят годности или прочности результатов, либо создают невозможность ее завершения в срок (ст. 716 ГК). Хотя последние два положения могут применяться судами и к договорам оказания услуг.

Сложности при разграничении договоров возникают тогда, когда в процессе оказания каких-либо услуг создается материальный результат. В этом случае отношения сторон правильнее квалифицировать как договор возмездного оказания услуг если этот результат является частью действий по оказанию услуг.

Даже если создается некий материальный объект (например, заключение аудитора), у заказчика на него не возникает вещных прав, поскольку такой объект, результат является выражением деятельности по оказанию услуг.

Услуга непосредственно потребляется заказчиком, услуги нельзя накопить в отличие от результатов работ.

Отличия в сторонах договора

Никаких специальных требований к сторонам как договора подряда, так и договора возмездного оказания услуг не установлено (за исключением того, что для оказания некоторых видов услуг исполнителю требуется лицензия). Это означает, что сторонами обоих видов рассматриваемых обязательств могут быть физические и юридические лица и другие участники оборота.

Однако по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязан оказать услуги лично, если иное не предусмотрено договором (ст. 780 ГК РФ). Применительно к договорам подряда сформулировано обратное правило: для выполнения работы подрядчик вправе привлечь других лиц без указания на иное в законе или договоре (ст. 706 ГК).

Отличие по критерию сроков

В договоре подряда начальный и конечный сроки выполнения работы являются существенными условиями договора, без которых договор не будет считаться действительным. В отношении договоров возмездного оказания услуг в большинстве случаев (но не всегда) срок, т.е. период оказания услуг не признается существенным условием, например, если услуги носят систематический характер.

Иные отличия рассматриваемых договоров

Сроки оплаты применительно к договору возмездного оказания услуг нормами закона не регулируются – устанавливаются по соглашению сторон в договоре (ст. 781 ГК), а в договоре подряда, по общему правилу, обязательство по уплате цены работы возникает уже после окончательной сдачи работы подрядчиком.

Особенностью договора возмездного оказания услуг является возможность отказа от исполнения договора в одностороннем порядке без обращения в суд (ст. 782 ГК РФ) со стороны исполнителя. При отказе заказчика от исполнения договора возмездного оказания услуг применяется положение об одностороннем отказе заказчика (ст.

717 ГК РФ) за исключением положения, предусматривающего, что убытки возмещаются подрядчику в пределах цены невыполненной работы, – в договоре оказания услуг заказчик возмещает исполнителю только фактически понесенные расходы.

Исполнитель же по договору возмездного оказания услуг вправе отказаться от договора при полном возмещении заказчику убытков.

[attention type=yellow]

Поскольку специальное регулирование договоров о возмездном оказании услуг ограничивается несколькими статьями ГК РФ, к отношениям сторон (при отсутствии иного в договоре) применяются положения подряда, которые не противоречат особенностям оказания услуг.

[/attention]

В частности, положения о сроке (устанавливаются начальный и конечный сроки оказания услуги), ст. 708 ГК, о распределении рисков (ст.705 ГК), о возможном определении цены путем составления сметы (ст. 709 ГК), о проверке заказчиком выполнения работы (ст.

715) и некоторые другие.

Резюмируя вышесказанное, договор подряда и договор возмездного оказания услуг регулируют сходные отношения, однако можно выявить различие в предметах этих договоров, которое обуславливает различное регулирование соответствующих отношений.

Автор статьи Анастасия Масалова.

Насколько данная статья была Вам полезна:

Всего : 133

Новости

Нормативные акты на официальном сайте будут публиковаться за десять дней.

С октября 2021 года изменится порядок ограничения выезда должников за рубеж и снятия таких ограничений.

Федеральная налоговая служба обязалась публиковать сведения об организациях, которые позволят с должной осмотрительностью проверить контрагента.

Статьи

Практически в любой организации есть дебиторская задолженность, вернуть которую путем переговоров сложно. В этом случае путь один — обратиться в арбитражный суд. В этой статье описан первый шаг этого пути — составление искового заявления.

Соисполнитель по госконтракту по 44-ФЗ: кто это такой, когда допускается привлечение, когда запрещено?

Как в гос контракте различать услуги работы исполнитель подрядчик

На основании ФЗ-44 заказчик может установить требование об обязательном привлечении победителем закупки соисполнителей, субподрядчиков из числа субъектов малого бизнеса и социально ориентированных НКО.

Это нужно заказчику для выполнения минимальных лимитов по привлечению СМП к исполнению государственных контрактов за текущий год.

Но не во всех закупках предусмотрена такая обязанность, и подрядчику может потребоваться соисполнитель.

Кто такой соисполнитель по госконтракту

Соисполнителем по государственному контракту становится сторонняя компания, которая привлекается исполнителем для полного или частичного исполнения обязательств перед заказчиком.

Привлечение сторонних организаций при реализации госконтракта по 44-ФЗ наиболее распространено:

  1. При выполнении договоров подряда – привлекаются субподрядчики.
  2. При исполнении договора возмездного оказания услуг – привлекаются соисполнители.

Привлечение соисполнителей позволяет исполнителю получить содействие от сторонней организации в процессе исполнения государственного контракта.

В каком случае возможно привлечение

С опорой на положения Гражданского кодекса исполнитель может привлекать соисполнителей, если такое право предоставлено ему контрактом. Заказчик может гарантировать исполнителю данное право в любом контракте. Это прописано в ст. 780 Гражданского кодекса.

На основании ч. 5 ст. 30 44-ФЗ в закупочном извещении допускается установить требование к поставщику о привлечении к исполнению госконтракта  компанию, которая относится к СМП и СОНКО.

Данный факт и объем выполняемых работ соисполнителем в размере не менее 5% должен быть зафиксирован в государственном контракте. Если исполнитель не выполнит указанное условие, то он понесет ответственность (например, в виде штрафных санкций размером 1% от цены договора).

Заказчик учитывает долю данных закупок в годовом объеме закупок у СМП и отчитывается по ней, поэтому он строго контролирует соблюдение нормативов.

Порядок привлечения

В случае если цена контракта превышает стоимость, которая установлена Постановлением Правительства от 2013 года №775 «Об установлении начальной максимальной цены контракта при осуществлении закупки товара, работы и услуги….», заказчик должен прописать в контракте обязанность исполнителя предоставить информацию обо всех соисполнителях, которые подписывают договоры с ним, если цена подписанного контракта составляет 10% и более от цены контракта.

С учетом положений указанного Постановления привлечение соисполнителей требуется согласовать с заказчиком, если цена госконтракта с федеральным подрядчиком составила более 1 млрд р., с муниципальным – более 100 млн р.

Если в таком договоре не будет нормы об обязательном согласовании соисполнителя с заказчиком, то контракт будет признан недействительным.

В Постановлении Правительства №1466 от 2021 года прописаны типовые условия контрактов с обязательным привлечением компаний из числа СМП и СОНКО.

Для подтверждения выполнения своих обязательств победителю следует направить письмо заказчику о привлечении субподрядчика.

Информация о привлечении соисполнителя передается заказчику в течение 10 дней после подписания договора исполнителя с соисполнителем. За непредоставление информации в отношении исполнителя могут начисляться штрафные санкции в виде пени за каждый день просрочки. Также сведения о нарушении исполнителем своих обязательств передаются в ЕИС.

По ч. 1 ст. 770 Гражданского кодекса согласовывать соисполнителей победитель обязан только при выполнении научно-исследовательских работ.

Для согласования соисполнителя исполнитель направляет заказчику письмо с указанием:

  • реквизитов компании-исполнителя и контактных сведений;
  • наименования и реквизитов заказчика;
  • номера государственного контракта;
  • ссылки на пункт контракта, разрешающий привлекать соисполнителя по контракту;
  • данных о сумме контракта;
  • указание на то, что остальные работы будут выполнены самостоятельно;
  • подписи руководителя;
  • даты передачи письма.

Возможен ли запрет на привлечение соисполнителей: что говорит закон

Вопрос правомерности запрета на привлечение соисполнителей в ходе исполнения госконтракта является спорным. Закон 44-ФЗ напрямую это никак не регулирует.

Во избежание обжалования проведенной закупки заказчику не рекомендовано включать в закупочную документацию и проект контракта требования о привлечении субподрядчиков и соисполнителей, а также условия о согласовании указанного привлечения.

К таким рекомендациям пришли представители контролирующих ведомств. Они основывали свою позицию на нижеуказанных положениях законодательства.

По п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки должны включаться его функциональные, качественные, технические и эксплуатационные характеристики. В описание объекта не должны включаться требования, которые могут повлечь ограничение количества участников.

На основании ч. 3 ст. 33 44-ФЗ в документацию не допускается включать требования к наличию у участника определенного оборудования, опыта работы, производственных мощностей и численности персонала.

На основании ч. 6 ст. 31 44-ФЗ заказчик не вправе прописывать требования к участникам в обход положений 44-ФЗ. При этом в ст.

[attention type=red]

31 44-ФЗ не указано требование к участникам о том, что исполнитель обязан исполнить все работы лично, а также не установлен запрет на привлечение субподрядчика.

[/attention]

Тогда как требования к участникам, перечисленные в данном законе, являются исчерпывающими и не могут быть дополнены заказчиками.

Ч. 23 ст. 34 44-ФЗ косвенно указывает на право исполнителей привлекать соисполнителей, так как в данной статье только закрепляется обязанность поставщика предоставлять информацию обо всех соисполнителях по госконтракту, если цена договора с ними превышает 10% от НМЦК.

Нельзя забывать о 135-ФЗ «О защите конкуренции». В ч. 1 ст. 17 данного закона указано на запрет действий, которые могут привести к недопущению до участия в торгах, ограничению или устранению конкуренции.

ФАС считает, что требования заказчика о письменном согласовании с ним привлечения субподрядчика нарушают положения ч. 23 ст. 34 44-ФЗ и содержат признаки административного правонарушения (по делу № К-1870/14 от 2014 года). Ответственность за правонарушения предусмотрена в ч.

4.2 ст. 7.30 КоАП.

Аналогичные решения ФАС принимала по делу №К-1048/14/АК286-15 от 2015 года, №К-526/14 от 2014 года.

В решении №2-57-8911/77-14 от 2014 года Московская УФАС пришла к выводу, что требования об оказании услуг собственными силами влекут за собой ограничение количества участников электронного аукциона, поэтому они противозаконны.

Но сложившаяся судебная практика указывает на диаметрально противоположную позицию. Она оставляет за заказчиком право на установление ограничений к исполнению госконтракта без привлечения субподрядчика.

На основании ч. 1 ст. 2 44-ФЗ в законодательстве о контрактной системе приводится отсылка, что при закупках должны учитываться положения Гражданского кодекса. На основании п. 1 ст.

[attention type=green]

706 ГК исполнитель наделен правом на привлечение соисполнителей, если из договорных обязательств не вытекает иное.

[/attention]

Таким образом, Гражданский кодекс указывает на право заказчика включения в контракт требования о личном исполнении контракта.

Сторонники данного подхода указывают и на то, что в 44-ФЗ не установлен прямой запрет на привлечение соисполнителей. Так, например, по решению 13 арбитражного апелляционного суда от 2015 г. №13АП-8710/2015 по делу №А56-75576/2014 суд пришел к выводу, что заказчик вправе указать в закупочной документации требования о выполнении работ без субподрядчика.

В решении Арбитражного суда РК от 2014 года по делу №А22-4831/2014 суд пришел к выводу, что заказчик правомерен в установлении запрета, так как  предметом спорной закупки стало высокотехнологичное оборудование, и целесообразно, чтобы все этапы контракта (монтаж, пуско-наладка и ввод в эксплуатацию) были реализованы одним лицом.

При принятии подобного рода решений суды ссылаются на постановление Президиума ВАС РФ от 2010 года №11017/10. Здесь сказано, что запрет на привлечение соисполнителей является условием об исполнении договора подряда после проведения закупки и не связан с требованиями к участнику на момент проведения аукциона.

Таким образом, вопрос об установлении ограничений на привлечение субподрядчиков при исполнении контракта является спорным. С большей долей вероятности ФАС посчитает это нарушением норм 44-ФЗ и 135-ФЗ, а на заказчика пожалуется один из участников закупки. Но такое решение вполне можно обжаловать в судебном порядке и отменить его.

Запрет на привлечение соисполнителей может быть введен заказчиком на вполне законных основаниях и оспорить его не получится. Так, в Постановлении Правительства №570 от 2021 года прописан перечень работ, которые исполнители тендера обязаны выполнить самостоятельно.

В данном документе указаны работы, которые исполнителю необходимо выполнить самостоятельно, а также изменения в части определения штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по договору.

В список вошли 34 пункта, включающие подготовительные, земляные работы, инженерные работы, инженерную защиту, сварные работы, устройство кровли, фасадные, отделочные работы, устройство слаботочных, сантехнических, трубопроводных, электротехнических систем, монтаж технологического оборудования, устройство наружных сетей водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, сетей канализации, устройство автодорог, трубопроводов, туннелей, гидротехнические работы, работы по благоустройству и пр. Заказчик обязан включить в тендерную документацию работы, которые выполняются исполнителем самостоятельно. До июля 2021 года объем работ, которые исполнитель выполнил сам, не мог быть менее 15%, после указанного периода – не менее 25%.

Также по новому Постановлению были введены санкции за нарушение условий о запрете субподряда. Штраф составляет 5% от стоимости исполненных субподрядчиком работ.

[attention type=yellow]

Таким образом, практика привлечения соисполнителей является весьма распространенной в рамках контрактной системы по 44-ФЗ.

[/attention]

Привлечение соисполнителей может стать обязательным, если речь идет о реализации контракта с необходимостью передачи части работ участникам СМП и СОНКО.

Запрет заказчика на привлечение соисполнителей может трактоваться, как нарушение антимонопольного законодательства и как нарушение конкуренции.

Загрузка…

Законодательство
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: