Можно ли работать учителем без педагогического образования

Можно ли стать учителем без педагогического образования?

Можно ли работать учителем без педагогического образования

Еще недавно профессия учителя считалась не слишком престижной. Однако в последнее время все больше людей хотят работать в этой сфере, даже не имея соответствующего образования.

В частности, сказывается то, что на рынке труда не хватает педагогов, так что трудоустроиться сравнительно несложно.

И довольно часто всплывает вопрос: «Как мне устроиться на работу учителем, если у меня нет педагогического образования?» Давайте разбираться.

Как стать педагогом? Варианты

У тех, кто вдруг осознал, что хочет стать педагогом, но не имеет профильного образования, есть несколько вариантов. Все зависит от уровня образования и потребностей.

Самый затратный по времени и ресурсам – второе высшее в педагогическом вузе. Бакалавриат отнимает четыре года. В магистратуре можно выучиться всего за 2 года, при желании – заочно.

Еще один способ – профильная переподготовка (на нее требуется около 2 лет). Во многих высших учебных заведениях занятия вечерние и очные, но некоторые предметы при необходимости можно сдать дистанционно.

[attention type=yellow]

Этот вариант подойдет тем, у кого уже есть среднее профобразование и стаж работы в образовательной организации.

[/attention]

Полученный по итогам переподготовки диплом установленного образца подтвердит право ведения нового вида деятельности.

С дипломом о высшем образовании, но в иной сфере, также можно пройти переподготовку и, получив диплом, стать не только учителями, но и менеджерами образования, социальными педагогами, педагогами-психологами.

Краткосрочная переподготовка – третий вариант обучения – может длиться от полугода. Важно уточнить в школе, куда вы собираетесь устраиваться на работу, подойдет руководству сотрудник, прошедший короткий усиленный курс, или нужна более основательная база.

Как проходит профпереподготовка?

Обучиться можно как очно, так и очно-заочно и даже дистанционно. Стоимость курсов варьируется в зависимости от вуза/учебного центра.

Помимо программ основного образования (базовый уровень), для желающих доступны дополнительные и сетевые программы (позволяют общаться с преподавателями онлайн). Для тех, кто уже работает в сфере образования и имеет педагогический стаж, есть сокращенные варианты программ.

Слушатели изучают нормативно-правовые основы, слушают лекции по своей области работы и обучаются по практико-ориентированному направлению. Слушатель курсов может выбрать для себя образовательные модули и получить конкретные знания, которых ему не хватает.

Можно ли сразу устроиться на работу?

Некоторые учреждения, предлагающие профпереподготовку, организуют стажировки: договариваются с местным отделом образования, чтобы студенту подобрали рабочее место.

Могут и порекомендовать конкретного студента работодателям. Некоторые после окончания курсов сразу устраиваются в школы.

Поначалу, правда, новичку могут не доверить вести предмет – поручат организовывать факультативы или дополнительные занятия.

Обязательно ли педагогическое образование для работы в школе?

У многих возникает вопрос, как дело обстоит с юридической точки зрения? Можно ли претендовать на место школьного учителя без педагогического образования? По закону ограничений вроде бы нет. Профессиональная переподготовка по педагогике обязательно нужна только для работы с дошкольниками.

Министерство образования и науки обозначило в письме от 10.08.2015 N 08-1240, что для работы в школе необходимо обладать высшим, либо средним специальным образованием по направлению «Образование и педагогика», или в области, соответствующей преподаваемому предмету. То есть, например, специалист с квалификацией историка, закончивший истфак, вполне может стать учителем истории в школе.

Минобрнауки также разъясняет, что «отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации». Решение принимать человека на работу в любом случае принимает руководство школы (директор) и аттестационная комиссия, оценивая его навыки и деловые качества.

При этом, как показывает практика, в государственную школу без профобразования или переподготовки предпочитают никого не брать. Всё дело в новых профстандартах для педагогов, за соблюдением которых строго следит Минобразования.

Однако в то же время в школах сейчас острая нехватка кадров. Поэтому хорошо знающего свой предмет специалиста могут принять на работу, как только он предоставит справку о том, что начал переучиваться на педагога. Особенно спокойно к отсутствию «корочки» относятся в частных школах, где первостепенным считается наличие знаний и умений ими делиться.

С высшим медицинским образованием можно преподавать химию или биологию, с гуманитарным – русский язык или обществознание, инженерное образование позволит преподавать физику или математику.

Подтянуть педагогические навыки помогут и старшие коллеги. Во многих школах сложилась практика помощи опытных учителей и психологов молодым педагогам.

Далеко не каждый учитель без педагогического образования – непрофессионал. Во время проверок в российских детсадах и школах выясняется, что даже на руководящих должностях много лет успешно работают люди, не имеющие профильного образования. Но поскольку у них большой трудовой стаж, им, как правило, идут навстречу и дают право продолжить трудиться после прохождения переподготовки.

Можно ли работать учителем, преподавателем, воспитателем без педагогического образования

Можно ли работать учителем без педагогического образования

— Организация бизнеса — Кадры — Можно ли работать учителем без педагогического образования

Вопрос о том, можно ли работать учителем, воспитателем или преподавателем без педагогического образования, актуален для многих россиян.

В сфере образования практически всегда есть достаточно вакантных мест, при этом многих людей привлекает работа с детьми и в целом это направление деятельности, где можно реализовать себя, принося пользу обществу и делясь своими знаниями.

Однако с точки зрения законодательства решение этого вопроса не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Можно ли работать учителем без педагогического образования

Современное российское законодательство устанавливает достаточно жесткие требования для педагогов и в целом лиц, работающих с детьми.

Помимо необходимости соблюдать требования законодательства об образовании, условия трудового договора и нормативы, устанавливаемые касательно методологии обучения, учителя также должны следить и за поддержанием своего морального облика.

Например, является абсолютно законным и обоснованным увольнение учителя за совершение действий, которые не считаются незаконными и не подразумевают какой-либо ответственности, но могут восприняты в качестве аморальных поступков.

[attention type=red]

Соответственно, вопрос того, можно ли работать учителем без педагогического образования, все чаще интересует многих людей, которые ищут возможности для трудоустройства, в том числе и путем поиска работы в местных школах.

[/attention]

Не менее сильно волнует данный вопрос и многих родителей самих учеников, которые хотят быть уверенными в том, что их дети получат достойное образование, и что их будут обучать настоящие профессионалы.

И действующее российское законодательство дает исчерпывающие ответы на этот вопрос.

Так, согласно закону «Об образовании», для трудоустройства в общеобразовательных, начальных школах и специальных школах, педагог должен строго соответствовать установленным профессиональным стандартам в своей сфере.

Сами профстандарты регулярно оптимизируются и адаптируются, и поэтому каждый год ситуация может серьезно измениться.

Так, при введении профстандартов учителя в Российской Федерации, многие педагоги, уже долгое время работающие в школах, оказались под угрозой увольнения — в течение нескольких лет профстандарт предполагал обязательное наличие педагогического образования у любого школьного учителя.

Однако впоследствии, в связи с глобальной нехваткой учителей и наличием большого количества профессионалов, регулярно проходящих аттестацию, но не имеющих диплома о педагогическом образовании, в профстандарт учителя были внесены правки. И теперь, по состоянию на 2021 год, работать учителем без педагогического образования можно. Однако профстандарт все равно не позволяет нанять на должность учителя абсолютно любого человека.

От соискателя должности учителя законом требуется либо наличие педагогического образования, либо — профильного высшего или среднего специального в той области деятельности, в которой он хочет вести уроки.

[attention type=green]

Так, например, наличие образования в сфере работы с вычислительной техникой и программирования позволит человеку устроиться в школу в качестве учителя информатики.

[/attention]

А наличие статуса мастера спорта или кандидата в мастера спорта, равно как и тренерского звания, может поспособствовать трудоустройству в качестве учителя физкультуры.

Для людей, которые желают обеспечить себе активное продвижение по карьерной лестнице в системе образования, а также для учителей, работающих в специализированных классах и с детьми с особыми потребностями, без педагогического образования обойтись уже будет нельзя.

Можно ли работать воспитателем без педагогического образования

В сфере дошкольного обучения детей, с учетом особенностей детской психики, российское законодательство также предусматривает наличие определенных ограничений. При этом, так как дети дошкольного возраста требуют особого подхода, стать воспитателем в детском садике может меньшее количество людей, чем учителями в школе.

Для того, чтобы работать воспитателем, в обязательном порядке необходимо обладать специализированным дошкольным педагогическим образованием.

При этом, даже люди, получившие педагогическое образование в других сферах, не смогут устроиться на работу в детский садик воспитателем, пока не получат дополнительно знания в сфере дошкольного образования.

Единственной возможностью устроиться на должность воспитателя, все еще не обладая необходимыми подтвержденными дипломом знаниями — это работать, совмещая работу воспитателя с получением этого образования.

Однако не следует отчаиваться. В большинстве детских садов Российской Федерации воспитатели являются не самыми многочисленными работниками. В частности, в каждом детском садике значительную часть воспитательной работы с детьми выполняют помощники воспитателя или нянечки. И для них уже наличие педагогического образования не является обязательным требованием.

Часто для трудоустройства именно воспитателем, необходимо соглашаться с жесткими дополнительными требованиями руководства детского сада, работать на полторы или две ставки. В отношении нянечек и помощников воспитателя руководство обычно устанавливает куда менее жёсткие рамки.

Можно ли работать преподавателем в ВУЗе без педагогического образования

Наиболее простой способ трудоустройства в сфере образования, если у человека нет педагогического образования, но есть профильное высшее — это работа преподавателем в университете. Фактически, закончив обучение по любому предмету и тем более, пройдя аспирантуру, можно стать полноценным преподавателем в выбранной сфере.

Конечно, руководство ВУЗа может поставить и дополнительные условия — например, прохождение краткосрочных дополнительных курсов обучения.

Однако в целом, никаких жестких ограничений с точки зрения законодательства в этом вопросе нет.

[attention type=yellow]

Это связано с тем, что в университетах большинство студентов уже являются совершеннолетними людьми и к ним нет необходимости вырабатывать особый подход с учетом особенностей развития их психики.

[/attention]

К тому же, если работа учителя или воспитателя во многом предполагает не только предоставление знаний, но также несение ответственности за действия своих воспитанников, то преподаватель занимается именно преподаванием и не должен заниматься воспитанием своих учащихся. При этом, работа преподавателем в ВУЗе также может помочь в ведении научно-исследовательской деятельности и предлагает значительные перспективы карьерного роста.

Несмотря на такую простоту трудоустройства в ВУЗ, чтобы работать там преподавателем, необходимо иметь высшее образование. В то же время, работать воспитателем или учителем в школе, можно получив профильное среднее специальное образование по направлению педагогики или дошкольного обучения. (7 голос., 4,50 из 5)
Загрузка…

Законодательство
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: