- Осмотрщик вагонов: должностная инструкция
- Суть профессии
- Обязанности по должной инструкции
- Требования к возможным соискателям
- Как стать осмотрщиком вагонов
- Где получить профессию
- Привлекательность профессии
- Кто такой осмотрщик-ремонтник вагонов
- Суть работы осмотрщика-ремонтника вагонов
- Что обязан выполнять осмотрщик-ремонтник вагонов
- Где учат на осмотрщика-ремонтника вагонов
- Квалификационные ступени осмотрщика-ремонтника вагонов
- Средняя зарплата осмотрщика-ремонтника вагонов в России
- Плюсы и минусы профессии
Осмотрщик вагонов: должностная инструкция
В железнодорожной сфере существует множество профессий. Некоторые из них у всех на слуху, такие как машинист, проводник или начальник поезда. Но бывают и малоизвестные, но не менее значимые специальности. Среди них выделяется осмотрщик вагонов, который является важным звеном в цепи безопасности на железной дороге.
Суть профессии
В непосредственные обязанности работника входит технический осмотр вагонов перед отправкой состава в путь. Многие видели людей, которые ходят по путям и простукивают состав. С помощью специального инструмента осмотрщик анализирует издаваемый деталями звук. Таким образом можно найти неисправность и своевременно ее устранить.
Среди основных обязанностей, которые выполняет осмотрщик вагонов, выделяют:
- нахождение и устранение неполадок в вагонах;
- ремонт ходовых и тормозных систем.
Учитывая важность исправности всего состава, можно сделать вывод, что профессия является необходимой, а работа – ответственной.
Обязанности по должной инструкции
Каждая профессия предполагает должностную инструкцию, где прописаны обязанности, которые необходимо выполнять. Инструкция осмотрщика-ремонтника вагонов имеет следующий список:
- инструмента, с помощью которого выявляются неполадки, его проверка и подготовка к эксплуатации.
- Осмотр состава на предмет неисправности и готовности к дальнейшему пути.
- Проведение ремонта ходовой части вагона, его тормозной системы, карданного привода, холодильной установки, электрического оборудования и отопительного без отцепки вагона.
- Обеспечение сохранности подвижного состава при ремонте.
- Ведение технической документации, отчетов о неисправности и устранении неполадок.
- Отчет о технической исправности и готовности подвижного состава.
Суть работы, которой занимается осмотрщик вагонов, заключается в выявлении и устранении возможных сбоев, влияющих на безопасное движение поезда.
Требования к возможным соискателям
Простому обывателю может показаться, что вагон – несложное устройство, состоящее из колес и кузова. Однако это далеко не так. В реальности подвижной состав представляет собой многоступенчатый технический механизм, который нуждается в поддержке технического состояния.
Поэтому к желающим обучиться мастерству и получить работу предъявляется ряд требований. Необходимо быть внимательным, чтобы вовремя заметить неисправность. Помимо этого, нужно быть аккуратным и ответственным.
[attention type=yellow]Осмотрщик-ремонтник вагонов много времени проводит на улице и имеет дело с металлическими частями. Поэтому кандидат должен быть физически крепким и иметь отменное здоровье.
[/attention]Профессия предполагает выявление поломки деталей по их звучанию. Следовательно, предъявляются повышенные требования к слуху и зрению соискателей. При прохождении обязательных медицинских осмотров, решающее значение имеет заключение врача – ЛОРа и окулиста.
Как стать осмотрщиком вагонов
Прием на работу возможен после прохождения специального обучения. Осмотрщик вагонов может иметь среднее или начальное профессиональное образование.
Во время обучения учащиеся изучают устройства и технические характеристики вагонов, как грузовых, так и предназначенных для перевозки пассажиров.
В программу обучения входит изучение разнообразных методов и правил ремонта вагонов, сроки устранения неполадок и технические нормы. Помимо этого, осмотрщику важно знать, как оградить подвижной состав на время ремонтных работ и соблюсти безопасность.
Устранение погрешностей в работе оборудования производится безотцепным способом. Поэтому в программу обучения входит изучение типов грузов и правила взаимодействия с ним во время профилактических работ и устранения неполадок.
Где получить профессию
Обучают профессии в учебных заведениях среднего звена. Например, Московский техникум железнодорожного транспорта или колледж железнодорожного транспорта, расположенный также в Москве.
Помимо этого, если соискатель уже имеет любую техническую профессию, он может пройти дополнительные курсы, которые согласовываются с Ростехнадзором.
Курсы способствуют быстрому овладению специальностью и очень востребованы, в связи с повышенным спросом и частыми предложениями свободных вакансий.
Программа разрабатывается полностью основываясь не технической документации, регламентирующей работу осмотрщика, где важными являются:
- инструкция осмотрщика вагонов;
- инструкция по нормам безопасности во время работы;
- правила безопасности и нормы, принятые при перевозке грузов;
- инструкция, описывающая нормы и охрану труда;
- правила, регламентирующие работы на электрических станциях.
После сдачи экзаменов возможно приступить к работе, постепенно повышая разряд.
Привлекательность профессии
Осмотрщик вагонов – довольно интересная профессия, у которой есть свои очевидные плюсы и некоторые недостатки. Некоторых привлекает удобный график. Рабочие трудятся день, ночь и потом имеют два выходных дня. Поэтому при желании есть возможность подработки.
Для многих важна приличная заработная плата и привилегии, которые дает работа на РЖД. В зависимости от разряда и региона денежная премия составляет от 20 000 до 35 000, что в условиях экономической нестабильности является неплохим стимулом. Стоит прибавить сюда всевозможные бонусы и выплаты без задержек.
Работа, конечно, не предполагает использования белой рубашки и требует физических усилий. Но по мнению старожилов, вовсе не сложная, если досконально разобраться в тонкостях и технических особенностях вагонов. Важно знать нормы безопасности работы при профилактике неполадок и их выявлении.
[attention type=red]Осмотрщика вагонов всегда можно узнать по характерному инструменту в руках, именуемому молоточком, рации и сумке, где находятся шаблоны. Причем он обязательно одет в ярко-оранжевую униформу для идентификации на дороге.
[/attention]Многих привлекает романтика, связанная с железной дорогой, да и дружный коллектив единомышленников делает работу осмотрщика вагонов привлекательной для физически здоровых людей, желающих посвятить рабочие будни обеспечению безопасности на ж/д.
Источник: https://FB.ru/article/319301/osmotrschik-vagonov-doljnostnaya-instruktsiya
Кто такой осмотрщик-ремонтник вагонов
Каждый, кто когда-либо путешествовал на поезде, точно помнит тех людей, которые в униформе железнодорожника и ярких жилетах, осматривали вагоны и выполняли текущий ремонт прямо пока состав стоит на перроне, а пассажиры снуют по нему в поисках вкусностей. Так вот, специалист этот называется осмотрщик-ремонтник вагонов. Профессия довольно не новая, но в отрасли по-прежнему необходимая и важная.
Суть работы осмотрщика-ремонтника вагонов
Мастер по осмотру и ремонту вагонов встречает составы на станциях и в точках техобслуживания поездов, метким глазом определяет, в какой части его есть проблемы и насколько они сложные, простукивает определенные участки.
После чего, если требуется, ремонтирует без отцепления сами вагоны и различные конструктивы поезда, в том числе ходовую и сцепление, элементы тормозной системы, буксовых узлов и роликовых подшипников, редукторно-карданных приводов, электрорадиооборудования, охлаждающие и отопительные системы составов, а также полы, кровли и обшивку вагонов – в общем, полностью весь состав по перевозке грузов.
Что обязан выполнять осмотрщик-ремонтник вагонов
Однако на диагностике неисправности и её устранении работа мастера не заканчивается. Также он обязан:
обслуживать, ремонтировать и поддерживать в рабочем состоянии технику и оборудование, которые используется при починке самих вагонов и контейнеров, например, самоходные машины;
проводить техосмотр вагонов и контейнеров на предмет их целостности, герметичности, определения их безопасности для грузов;
оформлять и вести необходимую документацию (ведомости, акты, графики, выписки и прочие документы), определять объем необходимых работ;
вовремя уведомлять начальство о необходимом восстановлении объекта и о завершении всех необходимых процедур;
вести учет неисправных элементов состава поезда;
организовывать соответствующее ограждение поезда при наладке его (или его части);
управлять бригадой коллег-работников.
Из вышесказанного понятно, что работа эта не женская. Но отметим, что готов на нее и не каждый мужчина. Ведь главные черты мастера, который ответственен за состояние вагонов и контейнеров для перевозок:
внимательность, наблюдательность;
хорошая память;
отличное зрение;
идеальный слух;
соответствующая физическая сила.
Где учат на осмотрщика-ремонтника вагонов
На специалиста такой узкой рабочей профессии обучают в средних специальных учебных заведениях, на курсах при вагонных депо и профильных колледжах. Программой предусмотрено прохождение теории и практики. Форма обучения возможна как очная, так и дистанционная.
В период обучения кандидат в осмотрщики-ремонтники вагонов изучит устройство емкостей и составов для перевозки грузов, их проблемные зоны, механизмы, методы устранения неисправностей, нормы износа и допусков деталей и узлов; образцы грузов, варианты ограждения поезда при проведении каких-либо действий и, конечно, документооборот.
По окончании обучения новоиспеченному железнодорожнику-вагонщику присваивается квалификационный уровень в соответствии с выбранной специализацией, о чем выдается соответствующее удостоверение.
Квалификационные ступени осмотрщика-ремонтника вагонов
В специальности выделяются с 4-го по 7-ой квалификационные разряды.
Начальный 4 разряд присваивается специалисту, который проводит технический осмотр и работы по устранению дефектов без отцепления вагонов, размещенных на точках их техобслуживания на пересадочных станциях магистрального жд- транспорта и подъездных путях промышленных компаний; а также техосмотр и починку контейнеров на контейнерных площадках.
Мастер 5 разряда выполняет эксплуатационный ремонт необходимого участка поезда без отцепления вагонов, размещенных в местах, где состав готовят к перевозкам, в пунктах техобслуживания.
Ту же функцию, но на точках подготовки составов к перевозкам, в местах сервисного обслуживания вагонов, размещаемых на станциях массовой загрузки и выгрузки, сортировочных, участковых внеклассных станциях, станциях 1 и 2 классов выполняет специалист 6 разряда;
Самый высокий 7 разряд присваивается профессионалу, который помимо техосмотра вагонов и контейнеров, устраняет вагонные проблемы перед погрузкой и при проверке систем разгрузки и крепления грузов вагонов типа хоппер (оборудованный разгрузочно-дозировочными устройствами вагон), составов для перевозки овощей или зерна и др. Этот мастер может ремонтировать поврежденный транспорт практически на любых точках размещения составов.
У руководителя бригады осмотрщиков-ремонтников разряд должен быть на один выше, чем у его подчиненных.
Средняя зарплата осмотрщика-ремонтника вагонов в России
Если полистать страницы разных российских сайтов с вакансиями, то можно выяснить, что осмотрщик-ремонтник вагонов может зарабатывать от 25 тысяч рублей. А самая высокая зарплата, предлагаемая этому специалисту обычно в Москве, доходит до 45 тысяч рублей.
Работодатели предполагают, что кандидат будет обладать не только профессиональными знаниями и необходимыми «корочками», но и не менее года опыта работы в железнодорожной сфере или сфере обслуживания промышленного оборудования.
Взамен работнику предлагается оформление согласно трудовому кодексу РФ со всеми отпусками и больничными, дневной, посменный график работы или вахтовый вариант. Некоторые работодатели также обещают медицинское обслуживание, санаторно-курортное обеспечение, комфортные условия для приема пищи во время обеденного перерыва.
Плюсы и минусы профессии
К плюсам профессии ремонтника вагонов можно отнести:
Востребованность профессии;
Официальное трудоустройство с полным соцпакетом;
Медицинский осмотр за счет работодателя;
Предоставление униформы работодателем;
Хорошая заработная плата.
Отрицательные стороны:
- Производственные риски;
Физическая работа на открытом воздухе;
Есть противопоказания (аллергия, болезни органов дыхания, заболевания опорно-двигательного аппарата и т.д.).
Источник: https://kedu.ru/press-center/profgid/kto-takoy-osmotrshchik-remontnik-vagonov