Пейзаж в преступлении и наказании

Содержание
  1. Описание пейзажа преступление и наказание
  2. Пейзаж преступление и наказание цитаты
  3. Описание пейзажа преступление и наказание глава 5 часть 5
  4. Зачитайте описание природы какова роль пейзажа преступление и наказание
  5. Преступление и наказание описание пейзажа
  6. Описание пейзажа в романе преступление и наказание
  7. Какое впечатление оставляет описание пейзажа преступление и наказание
  8. Описание природы преступление и наказание
  9. Описание природы преступление и наказание цитаты
  10. Пейзажи в преступлении и наказании цитаты
  11. Афоризм – крылатые слова о жизни и литературе
  12. Преступление и наказание. подскажите пожалуйста,где в романе даны описания пейзажей?
  13. Sokolieds.ru
  14. Преступление и наказание городской пейзаж цитаты. Картины природы и их роль в романе «преступление и наказание»
  15. Научная библиотека РГУ имени С.А. Есенина
  16. Пейзажи в преступлении и наказании часть 1 глава 1
  17. Петербург в романе Преступление и наказание Достоевского Цитаты
  18. Сочинение: Значение и роль пейзажа в романе «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский)
  19. zakondostatka.ru
  20. Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание». Петербург Достоевского» методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
  21. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»
  22. Пейзаж и его функции в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
  23. Обсуждения
  24. Картины природы и их роль в романе «Преступление и наказание» . Сочинение.
  25. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»: пейзажи города и его влияние на персонажей
  26. Городские пейзажи Петербурга
  27. Квартиры персонажей
  28. Влияние города на поступки героев
  29. Пейзажи в преступлении и наказании часть 1 глава 1
  30. Пейзажи в преступлении и наказании часть 1 глава 10
  31. Преступление и наказание (часть 2, глава 1)
  32. Пейзажи в преступлении и наказании часть 1 глава 1 часть
  33. Пейзаж в преступлении и наказании часть 1 глава 1
  34. Охарактеризуйте пейзажи в романе преступление и наказание часть 1 глава 1
  35. Пейзажи в романе преступление и наказание часть 1 глава 1

Описание пейзажа преступление и наказание

Пейзаж в преступлении и наказании

Потолок был низок, а двери наглухо заперты.

Они имеют символическое значение по отношению к ее судьбе, ведь эта девушка достойна лучшей участи, но из-за нищеты и необходимости помогать Екатерине Ивановне и ее детям Соня вынуждена зарабатывать деньги унизительным и противным ей путем – единственным, который может предложить ей петербургская жизнь, расходившаяся с мировоззрением героини, но поглотившая ее.

На страницах романа Достоевского мы находим образ больного города. Ведь большинство его жителей больны или физически, или психически. Раскольников бесспорно страдает нервным расстройством, мучается кошмарами, чувствует сильное недомогание из-за лихорадки. Екатерина Ивановна умирает вследствие чахотки.

Города доходных домов, банкирских контор и торговых лавок, города мрачного, грязного, но в тоже время по-своему прекрасного.

Для того, чтобы выяснить какую роль играет в произведении изображение Петербурга, мы прежде всего должны дать понятие слову “пейзаж”.

Что такое пейзаж? Что нам известно о роли пейзажа в художественном произведении?

С целью расширения и углубления сведений о пейзаже давайте познакомимся со статьей в словаре литературоведческих терминов.(Записываем в тетрадь).

Роль пейзажа:

[attention type=yellow]

Изображение характерных черт местности, области, страны (создание местного колорита). (Гоголь “Вечера на хуторе близ Диканьки);

[/attention]

Дополнительное средство для более выразительного изображения действующих лиц: путем контраста, путем соответствия природных явлений чувствам м мыслям персонажа.

Пейзаж преступление и наказание цитаты

Пейзажи помогают понять героя, объяснить какие-то его поступки, намерения.

— Какие краски, ощущения преобладают в следующем отрывке? Сон ли это?

Чтение отрывка (Ч. 1, гл. 5). (Ответы детей.)

— Почему же в реальной жизни вдруг возникают яркие краски?

Резюме учителя. Стало быть, мрачность мира обусловлена не столько особенностями города, сколько той цветовой гаммой, которая в душе самого героя. А Петербург в романе разный.

— Образ моста проходит лейтмотивом через весь роман.
Почему Раскольников так часто оказывается на нем или рядом с ним?

ВЫВОД. Элемент пейзажа высвечивает одну из главных его проблем – проблему выбора: герой колеблется между различными вариантами решений, как между двумя берегами.

3. Время суток в романе. Свет и тень.

Роман предельно насыщен событиями, которые совершаются в течение 14 дней.

И тогда, стало быть, так же будет солнце светить!..» — как бы невзначай мелькнуло в уме Раскольникова, и быстрым взглядом окинул он все в комнате, чтобы по возможности изучить и запомнить расположение. Но в комнате не было ничего особенного.

Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам на двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, — вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; все блестело.
«Лизаветина работа», — подумал молодой человек. Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире.

Они вошли со двора и прошли в четвертый этаж.

Жара, несвежий воздух и духота сопровождают Раскольникова все две недели после преступления.

Жара и духота словно усиливают болезненное и мучительное состояние Раскольникова. После преступления Раскольников находится в болезненном состояниие, которое перекликается с тяжелой атмосферой в городе, вызванной летней жарой.

Жара и долгожданный дождь: что этим хотел сказать Достоевский?

Любопытно, что спустя почти две недели жары в Петербурге все-таки проходит долгожданный дождь.

Описание пейзажа преступление и наказание глава 5 часть 5

Внимание Замечание это весьма знаменательно. Закат солнца ассоциируется у нас с закатом человеческой жизни. Закат солнца Раскольников видит и после своего первого сна, в котором Миколка забивает несчастную лошаденку. Натура героя протестует против насилия – он видит себя ребенком, в гневе бросающимся на Миколку с кулачонками.

И после этого сна Раскольникову кажется, что он опомнился, отказался от «проклятой мечты своей». Однако Достоевский показывает нам все то же заходящее солнце, как бы предваряя будущую картину убийства, заката человеческой жизни.

Солнце в данном пейзаже не только предваряет будущие события, но и как будто предупреждает героя, напоминая ему о суде и о гневе божьем.

В самой повторяемости данного образа в романе заложен глубокий философский смысл.

Зачитайте описание природы какова роль пейзажа преступление и наказание

Маляр Миколка гово­рил, что в Петербурге можно найти все, кроме отца и матери.

Многие герои Петербурга бездомны, а дом, как известно, — это место, где человек может обрести раскаяние, найти любящего, необходимого человека, но люди в Пе­тербурге — это толпа, опустившаяся ниже нравственных норм, ничего не слышащая и не понимающая. Человек в городе одинок, он никому не нужен. В городе уживаются отъединенность человека от человека и теснота.

Характерно и то, что Достоевский описывает своих героев, живущих между Екате­рининским каналом и Фонтанкой, в одном из самых бедных и страшных районов города. Писатель никогда не показывает красоты города.

Преступление и наказание описание пейзажа

Важно Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась, — обыкновенное ощущение лихорадочного, выходящего вдруг на улицу в яркий солнечный день».

Образ солнца в романе имеет несколько значений. Раскольникову больно смотреть на солнце, солнце будто ослепляет его. В этом описании восприятия героем природы Достоевский намекает, что Раскольников ослеплен своей идеей, и все мировосприятие героя искажено.

Кроме того, ослепительное, огромное солнце в этих эпизодах невольно порождает мысль о Людовике X

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Картины природы и их роль в романе «преступление и наказание». Сочинение уже в твоих закладках. Дополнительные сочинения по данной теме 1.

Композиция романа «Преступление и наказание» и ее роль в раскрытии основной идеи произведения. 2.

Описание пейзажа в романе преступление и наказание

Балаково Саратовской области.

ПЕЙЗАЖ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ».

В разработке урока были использованы материалы статьи, опубликованные в журнале «Литература в школе».

I.Введение. Объявление темы, задач урока, Работа с эпиграфом.

Книга пророка Исайи.

Глава 24. «Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная; поникли возвышающиеся над народом земли. И земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней».

Давно, в библейские времена, человек, оказывается, уже ощутил, осознал великую связь свою с окружающим миром.

Какое впечатление оставляет описание пейзажа преступление и наказание

Раскольникова и его раскаяния.

Библиотека материалов

Цель урока: показать специфику Петербурга Достоевского, используя прием сопоставления, обращаясь к другим авторам и художникам; актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX века; продолжать развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения; знать содержание романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; главные образы произведения.

Оборудование урока:

2) презентация;

Учащиеся должны знать:

Главные образы;

Учащиеся должны уметь:

Выделять главное в тексте.

Ход урока

I. Оргмомент (сообщение темы и цели)

II . Подготовка к восприятию.

Учитель:

III .

Описание природы преступление и наказание

Свидригайлов даже называет пейзажи «климатическими влияниями».

— Но все ли пейзажи Петербурга мрачны? Нет ли иного города?

— Какие чувства и почему вызывают эти картины у Раскольникова?

ВЫВОД. В данном случае пейзаж скрывает в себе социальный подтекст: мир богатых, даже если он красив, вызывает у бедного Раскольникова раздражение.

Ученик, работавший с начала урока с карточкой, дает ответы на поставленные в карточке вопросы.

1. Подготовьте выразительное чтение пейзажа (Ч. 1, гл. 6).

2.

Устно ответьте на вопросы:

ü Почему во сне Раскольникова возникает образ пустыни? Чем он навеян?

ü Чем заканчивается блуждание героя по пустыне? В этой связи вспомните одного из библейских персонажей.

ü Что же связывает реальность и сон в романе?

ВЫВОД.

Описание природы преступление и наказание цитаты

Однако и это ослепительное, красное солнце на фоне душного, пыльного города оставляет не радостное, а гнетущее впечатление.

«Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась, – обыкновенное ощущение лихорадочного, выходящего вдруг на улицу в яркий солнечный день». Образ солнца в романе имеет несколько значений.

Раскольникову больно смотреть на солнце, солнце как бы ослепляет его. В этом описании восприятия героем природы Достоевский намекает, что Раскольников ослеплен своей идеей и все мировосприятие героя искажено.

Кроме того, ослепительное, огромное солнце в этих эпизодах невольно порождает мысль о Людовике ХIV, «короле-солнце». В связи с этим можно предположить, что здесь писатель «обыгрывает» часть теории героя о «сильной» личности, о Наполеонах и Магометах, к которым герой хочет причислить и себя.

Пейзажи в преступлении и наказании цитаты

Пейзаж в преступлении и наказании

«Близость Сенной, обилие известных заведений.» 8)».а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город!.» 9)».(как и часто устраивается в таких домах, где много фабричных, артельных, извозчиков и проч.).

» 10)»Встречались ему тоже пышные коляски, наездники и наездницы; он провожал их с любопытством глазами.» 11)»Посреди улицы стояла коляска, щегольская и барская, запряженная парой горячих серых лошадей.» 12)».

я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой.

Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. 13)

«Все эти наши новости, реформы, идеи — все это и до нас прикоснулось в провинции; но чтобы видеть яснее и видеть все, надобно быть в Петербурге.»

14)».В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер.» 15)».И он подумал о Соне.

Афоризм – крылатые слова о жизни и литературе

Эта условность картин природы напоминает нам условность пейзажей у Гоголя. Однако у Гоголя описание природы в целом было подчинено раскрытию характера героя, у Достоевского же пейзаж более многозначен.

Описания природы у этого писателя зачастую символичны, предваряют те или иные , ситуации.

Картины природы у Достоевского, как и у Лермонтова, Толстого, Тургенева, зачастую даются в восприятии героев, отражают их впечатления. Однако в этих пейзажах нет того обилия запахов и звуков, разнообразия красок, световых эффектов, которое мы встречаем в пейзажах Лермонтова или Тургенева.

Преступление и наказание.

подскажите пожалуйста,где в романе даны описания пейзажей?

Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками — портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч.

Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами и на обоих дворах дома. Тут служили три или четыре дворника.

Молодой человек был очень доволен, не встретив ни которого из них, и неприметно проскользнул сейчас же из ворот направо на лестницу. Лестница была темная и узкая, «черная», но он все уже это знал и изучил, и ему вся эта обстановка нравилась: в такой темноте даже и любопытный взгляд был неопасен.

позвонил в старухину квартиру.

[attention type=red]

Звонок брякнул слабо, как будто был сделан из жести, а не из меди.

[/attention]

В подобных мелких квартирах таких домов почти все такие звонки. Молодой человек переступил через порог в темную прихожую, разгороженную перегородкой, за которою была крошечная кухня. Небольшая комната,

Sokolieds.ru

С.

Пушкин, Н. А. Некрасов. У Достоевского эти контрасты особенно обострены. В 60-х и 70-х годах Петербург быстро разрастался за счет доходных домов, банкирских контор, все это отражено в «Преступлении и наказании».

Голодный молодой человек чувствует себя отверженным среди богатых особняков, разряженных женщин. Описание Петербурга воспринимается как зримая картина внешнего мира, которую видит перед собой герой, как отражение чувств Родиона Раскольникова.

Действие романа происходит большей частью на улице.

Преступление и наказание городской пейзаж цитаты.

Картины природы и их роль в романе «преступление и наказание»

и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины».

Символ солнца в романеНеобыкновенную духоту Петербурга отмечает и Пульхерия Александровна, приехавшая из провинции.

Выйдя из квартиры сына, она замечает: «.ужас у него душно.

а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек.

Господи, что за город!». Ю. В. Лебедев замечает, что невыносимая духота Петербурга —

«частица общей атмосферы романа, душной и безысходной»

.Единственный яркий штрих, встречающийся в пейзажах первого типа, — это яркое, кроваво-красное солнце.

Однако и это ослепительное, красное солнце на фоне душного, пыльного города оставляет не радостное, а гнетущее впечатление. «Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно

Научная библиотека РГУ имени С.А.

Есенина

Архипелаг невских островов (Петровский, Аптекарский, Крестовский, Каменный, Елагин) был окраиной города. Там находились дачи петербургской знати и дворцы, принадлежавшие царской фамилии.

Пейзажи островов вызвали у Раскольникова двойственные чувства. Они словно являли глазам героя тот идеал гармоничного единения с природой, к которому вечно стремится человеческое сердце. Но не случайно первые, непосредственные «приятные ощущения» вскоре сменились у Раскольникова озлоблением.

Он вспомнил, что этот светлый, прекрасный мир создан для узкого круга социальной элиты и отгорожен прочной оградой от остальных людей, обреченных на нищету и страдания в маленьких грязных каморках и душных городских переулках. И сам он, подсчитывающий на ладони все свое состояние («около тридцати копеек»), может лишь издали, сквозь ограду созерцать недоступный для него благодатный земной рай.

Пейзажи в преступлении и наказании часть 1 глава 1

Нестерпимая же вонь из распивочных. И пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины».

Выйдя из квартиры сына, она замечает: «. ужас у него душно. а где тут воздухом-то дышать?

Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек.

Господи, что за город! ». Ю. В.

Петербург в романе Преступление и наказание Достоевского Цитаты

.

. его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам. . . » «. . . я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой.

Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности.

«.

. . Он был до того худо одет. . . Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить.

Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой. . . » «. . . Было часов восемь, солнце заходило.

Сочинение: Значение и роль пейзажа в романе «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский)

Самоубийство женщины с ​желтым ​лицом, постоянный шум и драки на Сенной, тесные проходные комнаты – все декорации к убийству. Как и многое в романах Достоевского, пейзаж Петербурга двойственен.

С одной стороны – это пыль и невыносимая духота: Ужас у него душно, а где тут воздухом-то дышать?

Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек» [Пульхерия Александровна]. С другой стороны – сырость. Это серый и пасмурный город, с грязными каналами и чёрной водой. Духота и грязь создают атмосферу безысходности, тягучести, липкости романа.

[attention type=green]

Главный «спойлер» книги — солнце. Солнечный свет ослепляет героя и сбивает его с ног так же, как его ослепляют мысли о сверхчеловеке. Его восприятие мира и общества искажено идеей.

[/attention]

Выходя из своей маленькой, темной комнаты на верхнем этаже, герой с трудом смотрит на свет, у него начинает кружиться голова – ему плохо.

zakondostatka.ru

Пейзаж в преступлении и наказании

Пейзаж и его функции в романе Ф.М.

Второй — хмурый, мрачный, пасмурный город, окутывающий холодом, резкие порывы ветра, монотонно барабанящий дождь, черная вода в Неве.Картины эти нарисованы грязными, тусклыми, серыми красками. Таков уже первый пейзаж романа.

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши.

Нестерпимая же вонь из распивочных.

Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание».

Петербург Достоевского» методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА литературы.Тема урока — Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание».

Петербург Достоевского» Базовый учебник.

Цель: создание условий для формирования нравственных ценностей через постижение смысла романа Ф.М.

Достоевского « Преступление и наказание» Задачи:Обучающие— познакомить обучающихся с изображением Петербурга в произведении Ф.М. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Развивающие—формировать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера;- формировать умения в диалоге выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию.Воспитательные—

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

Поиск для: Поиск Для понимания содержания романа «Преступление и наказание» важно представить себе образ Петербурга, возникший на страницах произведений .

Городской пейзаж в произведениях Достоевского — пейзаж психологический. Он напрямую связан состоянием души автора и внутренним миром героев романа. Безрадостным. Мы остро чувствуем удушье.

[attention type=yellow]

Эта духота приобретает значение символа России. Петербург — город мертвый, холодный, равнодушный к судьбам людей. Это город узких переулков и трущоб.

[/attention]

Ключевое слово у Достоевского при описании Петербурга — безобразное. Рядом с Сенной площадью — переулок, в котором только 16 домов.

Пейзаж и его функции в романе Ф.М.

Достоевского «Преступление и наказание»

1 Амелина Е.В. Готовимся к экзамену по литературе.

М.: Оникс; Мир и образование, Е.В.

Амелина В романах Достоевского мы чаще всего встречаем урбанистический пейзаж. «Достоевский понимает поэзию города.

В шуме столицы он находит такую же прелесть и тайну, как другие поэты в рокоте океана; они убегают от людей в широкошумные дубравы» он бродит, одинокий, по улицам большого города.

В лесах, на берегу океана, под открытым небом все видели тайну, все чувствовали бездны природы, но в наших унылых прозаических городах никто, кроме Достоевского, не чувствовал так глубоко тайны человеческой жизни», писал Д.

Мережковский. Описания природы у Достоевского довольно кратки и всегда тесно связаны с внутренним состоянием героев, с их чувствами, с сюжетом, с идеей произведения.

Однако связь эта не подчеркивается писателем (пейзаж у него не сливается с переживанием героя), но подразумевается.

Обсуждения

“В начале июня, в чрезвычайно жаркое время.

на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу”

«Есть неизъяснимо трогательное в нашей петербургской природе, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей весной силы, опушится, разрядится, упестрится цветами»

некоторые упоминания закатов в романе:«Небольшая комната… была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем…»«Проходя через мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого, красного солнца».«Было часов восемь, солнце заходило».

«Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний, розовый отблеск заката, на ряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на отдельное окошко, где-то в мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно от пламени, от последнего солнечного луча, ударившего в него на мгновение».«Он бродил без цели.

Картины природы и их роль в романе «Преступление и наказание» .

Сочинение.

в философии Достоевского очень значима мысль о том, что «гармония в человеческом обществе вообще — и гармония с прекрасной природой в частности — недостижимая мечта, утерянный рай» . Если Пушкин, Гоголь, Гончаров и Толстой подчеркивали близость человека к природе, то в романах Достоевского гармония между человеком и природой нарушена.

Специфичность предмета изображения (город) обусловливает определенное однообразие пейзажей Достоевского. Как правило, это типовые пейзажи.

Так, в романе «Преступление и наказание» мы встречаем два типа пейзажей. Первый — это душные, пыльные, задымленные улицы, беспощадно палящее солнце, раскаленный асфальт. . Второй — хмурый, мрачный, пасмурный город, окутывающий холодом, резкие порывы ветра, монотонно барабанящий дождь, черная вода в Неве.

. Картины эти нарисованы грязными, тусклыми, серыми красками. Таков уже первый пейзаж романа. «На улице жара стояла

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»: пейзажи города и его влияние на персонажей

Пейзаж в преступлении и наказании

В романе Достоевский изображает Питер честно, без прикрас. Автор описывает не его роскошные дворцы, чудесные сады и фонтаны, а жесткую подноготную: тесные квартирки, дома терпимости и тесные улочки. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского бедный, развратный и грязный. Он совершенно не похож на развитую культурную столицу.

Городские пейзажи Петербурга

Образ Питера стал словно одним из персонажей романа. Кажется, он также живет своей жизнью и способен влиять на других. Достоевский через детали городского пейзажа раскрывает внутренний мир своих персонажей — людей низшего слоя общества. Их Питер совершенно не похож на тот, чьи сцены пытались запечатлеть живописцы или которым восхищаются приезжие. Он совершенно другой.

Уже с самого начала произведения читатель проникается атмосферой «вонючего, пыльного» города Раскольникова. Бедный район Сенной, в котором живет Родион, вряд ли мог бы вдохновить творческого человека на работу.

По его тесным грязным улочкам ходят такие же персонажи, как и главный герой. В этой части города не было садов, фонтанов и других украшений. Бедно одетый Раскольников никого не удивлял своим видом.

Все роковые события в жизни персонажей были тесно связаны с городом.

На Сенной много распивочных, а потому на петербургских улочках этого района всегда можно днем встретить пьяных людей. Именно в подобных заведениях происходили некоторые события романа:

  • страшная теория Родиона появилась в его голове в распивочной;
  • произошла встреча главного героя с Мармеладовым;
  • за пыльным столом Раскольников беседовал со Свидригайловым.

Бедного студента окружали вонь, грязь и равнодушные пьяные лица, которым было все равно на чужую боль. Сам город словно подталкивает персонажа к нарушению закона, а после отягощает его непростое душевное состояние после убийства.

Бесцельно гуляя по улицам в попытках забыться, Раскольников страдает от летней духоты и пыли. Он задыхается от вони сточных канав. В этом районе нет ничего, что могло бы порадовать уставшего человека. Измученный студент мечтает о зеленых садах, фонтанах и свежем воздухе.

Но столица лишь продолжает наносить удары бедному Родиону. Трагическая участь несчастного Мармеладова, сумасшедшая вдова Екатерина, несчастные запуганные дети — все это хорошо описывает Питер и его жителей. В неблагополучных спальных районах нет места чудесным достопримечательностям — здесь не цветут сады и архитектура не поражает красотой. Это совершенно другой Петербург.

Квартиры персонажей

В описании Петербурга Достоевского кратко стоит упомянуть квартиры персонажей романа. Ужасные условия жизни угнетают их и загоняют в тоску.

  1. Раскольников живет в небольшой каморке, что больше похожа на гроб. В тесном помещении с трудом поместился стол, старый диван и шкаф. Обои в нем были желтые и уже отставали от стен. Это помещение превратило здорового молодого человека в преступника. В таких доходных домах комнаты сдаются без кухни, потому их жителем негде готовить. Чаще всего хозяева обеспечивают жильцов едой. Раскольникову поначалу тоже давали обеды. Но потом он остался без них из-за долгов за квартплату.
  2. Жилище Сони вгоняет в тоску. Она снимает комнатушку странной уродливой формы, в которой отсутствует необходимая мебель. Ее комнатка походила на сарай. Владельцы дома были так же, как и она, бедными.
  3. Семья Мармеладова жила в самых ужасных условиях. Бывший мелкий чиновник вместе с больной женой и малолетними детьми жил в проходной комнате. Родион говорил, что комнатушка Мармеладова была длиной шагов в десять. Тут нельзя было скрыться от дыма табака, постоянных гостей и соседских криков. В комнате стоял душный воздух и доносилась вонь с лестницы.

Комната старухи, распивочная и другие места ничем не отличаются — нищета сделала их похожими друг на друга.

Нездоровый и раздражающий желтый цвет преобладает в описаниях как улиц города, так и интерьеров квартир. Повсюду одного цвета обои и мебель. Лицо у пьяного Мармеладова также желтое. Сочетание с серым символизирует безысходность и уныние. Именно такой является жизнь людей, описываемых Достоевским.

В их повседневности нет места счастью, любви и другим прекрасным вещам. Жители бедных районов, ежедневно выходя из своих ужасных квартир, видят унылые пьяные лица, облупленные стены серых домов и распивочных.

[attention type=red]

И тогда эти люди сами идут пить, чтобы забыться, решаются на преступления или занятие проституцией, совершают суицид.

[/attention]

В то же время «парадной» части города все это незнакомо. Жители красочного Питера совершенно другие. У них хорошая одежда, они всегда сыты и веселятся на балах. Этим людям нет дела до бедняков из другого Петербурга.

Влияние города на поступки героев

Город и условия проживания играют большую роль в жизни человека. Не зря в народе бытует цитата «Дома и стены помогают». Человек должен чувствовать дома и за его пределами себя защищенным и счастливым. Но персонажи романа не могут похвастаться подобным чувством.

В романе читатель видит изображение Петербурга изнутри, глазами человека, убитого нищетой, униженного и оскорбленного своим же существованием. Великолепие дворцов, светские вечера и роскошные наряды — это лишь парадная сторона города. Там живут обеспеченные люди.

Их мало интересует судьба людей, что обеспечивают их беззаботную жизнь.

Достоевский с болью в душе показывает, каков он, настоящий уличный Петербург, и как в нем существуют миллионы несчастных людей. Им больше некуда идти, а условия жизни подталкивают к преступлениям, пьянству и безумству. Их трагедия начинается за стенами серых домов, где заканчивается богатое великолепие знаменитого города.

Петербург в произведении заставляет задуматься о теме социального неравенства. Эта проблема остро стояла в обществе Достоевского. Равнодушный город символизирует таких же людей. Им все равно на больных и безработных.

Описание Петербурга поможет школьникам в подготовке сообщения к уроку о творчестве Достоевского, а также в написании сочинения по роману.

Пейзажи в преступлении и наказании часть 1 глава 1

Пейзаж в преступлении и наказании

  • Информация
  • Новости
  • Статьи

Учитель: Действие романа происходит летом. Лето в Петербурге – это сев. лето. Лето в романе – жаркое, такое, что трудно дышать. Трудно дышать на улицах, трудно дышать в распивочных, квартирах, углах.

Это удушающая атмосфера становится символом города, где зреет мысль об убийстве Раскольникова, где совершается преступление.

Работа на уроке пойдёт по схеме:

— пейзаж;

— сцены уличной жизни;

— интерьер.

Учитель: — Что такое пейзаж? (Вид изображения какой-нибудь местности).

— Какая атмосфера царит на улицах города? (Подтвердим цитатами из романа).

Пейзаж.

Часть 1, главы 1,2 – «отвратительный и грустный колорит» городского дня; первый день с Раскольниковым в Петербурге, стр.

Было часов восемь, солнце заходило.

[attention type=green]

Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыль­ного, зараженного городом воздуха…» «В этом саду было одна то­ненькая, трехлетняя елка и три кустика — кроме того выстроен был «вокзал», в сущности распивочная, но там можно было получить и чай…» Все эти отрывки из романа оставляют одинаковое впечатле­ние духоты, передают это состояние как нечто общее в описании городской обстановки.

[/attention]

Учитель: Назовите общие закономерности в этих описаниях-пейзажах.

Учащиеся: Все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, толпа.

Учитель: Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, про­пущен через его восприятие.

Не случайно Петербург строился на месте болота, медный всадник — символ Петербурга, то есть для Достоевского Петербург — это медный всадник посреди болота.

Учитель: В романе «Подросток» именно такое восприятие города. «А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь тот гнилой, склизлый го­род, поднимется с туманом и исчезнет, как дым, и останется прежнее Финское боло­то, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, за­гнанном коне».

«Преступление и наказание» называют «петербургским романом».

Пейзажи в преступлении и наказании часть 1 глава 10

формировать коммуникативную компетентность, умение находить необходимую информацию, анализировать ее и правильно выбирать пути решения поставленных задач;

формировать у учащихся умение использовать информационно-коммуникационные технологии;

воспитывать сочувствие и сострадание, внимательное отношение к художественному слову, искусству, любовь к классической литературе.

Оборудование: компьютеры, подключенные к сети Интернет; мультимедиа проектор; декорация «Петербург Достоевского» (светлый фон декорации используется как экран для проецирования); карточки с заданиями; тесты, составленные в программе Microsoft Excel; презентация к уроку; ученическая презентация «Петербург Гоголя и Пушкина».

gigabaza.ru

Преступление и наказание (часть 2, глава 1)

Так пролежал он очень долго.

Пейзажи в преступлении и наказании часть 1 глава 1 часть

Между посетителями были две дамы. Одна в трауре, бедно одетая, сидела за столом против письмоводителя и что-то писала под его диктовку.

Другая же дама, очень полная и багрово-красная, с пятнами, видная женщина, и что-то уж очень пышно одетая, с брошкой на груди, величиной в чайное блюдечко, стояла в сторонке и чего-то ждала.

Раскольников сунул письмоводителю свою повестку. Тот мельком взглянул на нее, сказал: «подождите» и продолжал заниматься с траурною дамой.

https://www.youtube.com/watch?v=MnsXwNXnd70u0026list=PLeNbGOow-rndAQv3BbGgAnVDQLGKE0mWN

Он перевел дух свободнее. «Наверно, не то!» Мало-помалу он стал ободряться, он усовещивал себя всеми силами ободриться и опомниться.

«Какая-нибудь глупость, какая-нибудь самая мелкая неосторожность, и я могу всего себя выдать! Гм. жаль, что здесь воздуху нет, — прибавил он, — духота. Голова еще больше кружится. и ум тоже. «

Он чувствовал во всем себе страшный беспорядок.
Он сам боялся не совладеть с собой.

Важно

Она семенила на месте и беспрерывно приседала, с нетерпением выжидая, что наконец-то и ей позволят ввернуть свое слово, и дождалась.

— Никакой шум и драки у меня не буль, господин капитэн, — затараторила она вдруг, точно горох просыпали, с крепким немецким акцентом, хотя и бойко по-русски, — и никакой, никакой шкандаль, а они пришоль пьян, и это я все расскажит, господин капитэн, а я не виноват.

[attention type=yellow]

у меня благородный дом, господин капитэн, и благородное обращение, господин капитэн, и я всегда, всегда сама не хотель никакой шкандаль.

[/attention]

А они совсем пришоль пьян и потом опять три путилки спросил, а потом один поднял ноги и стал но’гом фортепьян играль, и это совсем нехорошо в благородный дом, и он ганц фортепьян ломаль, и совсем, совсем тут нет никакой манир, и я сказаль.

А он путилку взял и стал всех сзади путилкой толкаль.

Пейзаж в преступлении и наказании часть 1 глава 1

Это был очень молодой человек, лет двадцати двух, с смуглою и подвижною физиономией, казавшеюся старее своих лет, одетый по моде и фатом, с пробором на затылке, расчесанный и распомаженный, со множеством перстней и колец на белых отчищенных щетками пальцах и золотыми цепями на жилете. С одним бывшим тут иностранцем он даже сказал слова два по-французски, и очень удовлетворительно.

— Луиза Ивановна, вы бы сели, — сказал он мельком разодетой багрово-красной даме, которая все стояла, как будто не смея сама сесть, хотя стул был рядом.

— Ich danke, — сказала та и тихо, с шелковым шумом, опустилась на стул.

Охарактеризуйте пейзажи в романе преступление и наказание часть 1 глава 1

Долго не думая, Раскольников тотчас же спустился вниз. Никогда до сих пор не входил он в распивочные, но теперь голова его кружилась, и к тому же палящая жажда томила его.

Ему захотелось выпить холодного пива, тем более что внезапную слабость свою он относил и к тому, что был голоден. Он уселся в темном и грязном углу, за липким столиком, спросил пива и с жадностию выпил первый стакан.

Тотчас же все отлегло, и мысли его прояснели.

«Все это вздор, — сказал он с надеждой, — и нечем тут было смущаться! Просто физическое расстройство! Один какой-нибудь стакан пива, кусок сухаря, — и вот, в один миг, крепнет ум, яснеет мысль, твердеют намерения! Тьфу, какое все это ничтожество!..» Но, несмотря на этот презрительный плевок, он глядел уже весело, как будто внезапно освободясь от какого-то ужасного бремени, и дружелюбно окинул глазами присутствующих.

Пейзажи в романе преступление и наказание часть 1 глава 1

Природы почти нет, а если встречается (газон, Петровский остров), только акцентируется ее отсутствие в остальных местах.

Петербург каморок, лестниц, публичных домов, кабаков, рыночных площадей, страшный Петербург давит на человека, глубоко враждебен и неприятен всему здорово­му. Петербург Достоевского — своеобразный герой романа, жестокий и антигуманный.

Учитель: Образ Пе­тербурга, образ современной Достоевскому жизни становится воплощением этого кризиса человечности.
Петербург Достоевского — город, в котором невозможно жить: он бесчеловечен. Куда бы ни повел нас писатель, мы попадаем не в человеческое жилье.

В печку? Но в печке прежде всего начнут рыться. Сжечь? Да и чем сжечь? Спичек даже нет. Нет, лучше выйти куда-нибудь и все выбросить. Да! лучше выбросить! — повторял он, опять садясь на диван, — и сейчас, сию минуту, не медля.
»

Но вместо того голова его опять склонилась на подушку; опять оледенил его нестерпимый озноб; опять он потащил на себя шинель. И долго, несколько часов, ему все еще мерещилось порывами, что «вот бы сейчас, не откладывая, пойти куда-нибудь и все выбросить, чтоб уж с глаз долой, поскорей, поскорей!» Он порывался с дивана несколько раз, хотел было встать, но уже не мог.

https://www.youtube.com/watch?v=mRwZQsvFV3Mu0026list=PLeNbGOow-rndAQv3BbGgAnVDQLGKE0mWN

Окончательно разбудил его сильный стук в двери.

— Да отвори, жив аль нет? И все-то он дрыхнет! — кричала Настасья, стуча кулаком в дверь, — целые дни-то деньские, как пес, дрыхнет! Пес и есть! Отвори, что ль.

Что за мир создает Достоевский и какое место в нем отводит Раскольникову?

— Каково отношение Раскольникова к окружающему? Каким приемом автор подчеркивает его ощущения?

— Несмотря на правильность его реакции, что заставляет тревожиться за судьбу Раскольникова?

ВЫВОД. Стало быть, пейзаж заставляет читателя задуматься о судьбе героя, о его отношениях с окружающим миром.

— Уже на первых страницах романа автор создает образ Петербурга.

Похож ли он нас столицу в обычном понимании этого слова?

Климат Петербурга делает человека «маленьким», виноватым, укрепляет темные начала в его душе.

В романе отражением души, подсознания человека являются сны, где тоже возникают картины природы. Один из них – сон о «праздничном» дне детства Раскольникова. Что поражает в этой картине?

Чтение отрывка из романа (Ч.

Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота», — продолжал про себя Раскольников и с любопытством покосился на ситцевую занавеску перед дверью во вторую, крошечную комнатку, где стояли старухины постель и комод и куда он еще ни разу не заглядывал.

Вся квартира состояла из этих двух комнат. — Что угодно? — строго произнесла старушонка, входя в комнату и по-прежнему становясь прямо перед ним, чтобы глядеть ему прямо в лицо.
— Заклад принес, вот-с! — И он вынул из кармана старые плоские серебряные часы.

На оборотной дощечке их был изображен глобус. Цепочка была стальная. — Да ведь и прежнему закладу срок. Еще третьего дня месяц как минул. — Я вам проценты еще за месяц внесу; потерпите. — А в том моя добрая воля, батюшка, терпеть или вещь вашу теперь же продать.

— Много ль за часы-то, Алена Ивановна? — А с пустяками ходишь, батюшка, ничего, почитай, не стоит.

Законодательство
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: